Каковы «пределы независимости» политики Минска

11 сентября 2018
Политика

В российских СМИ снова говорят об усталости Кремля от бессменного руководителя Беларуси, но повода для серьезного беспокойства у белорусских властей нет.

Во всяком случае, как считают белорусские эксперты, Кремль продолжит платить Минску за роль верного союзника и не будет вмешиваться во вред Александру Лукашенко в электоральные кампании — в 2019 году Беларусь ожидают выборы в парламент, которые, скорее всего, будут совмещены с выборами президента. Да, Минск стал осторожнее с Кремлем после украино-российского кризиса, но Москва — это осознанный и давний выбор белорусской правящей политической элиты, отмечает руководитель Центра новых идей Рыгор Астапеня, сообщает Rfi.fr.

Рыгор Астапеня: «Минск сам выбрал этот союз. Это не так, что мы находимся в сфере российского влияния, что нас как-то силой принудили полюбить Кремль, полюбить Россию, Москву и так далее. Это был осознанный выбор- сегодняшние политические элиты хотели союза с Россией, потому что он решал много вопросов — экономических, энергетических, политических и так далее. Это было такое желание — оно и сейчас есть. Сам Минск, в принципе, не представляет себе жизни без Москвы. Но с другой стороны, есть определенное понимание, что надо как-то увеличивать свою независимость, увеличивать свое влияние в мире — и делать это через наращивание политического и экономического сотрудничества с другими странами».

Новый российский посол Михаил Бабич с имиджем «кремлевского ястреба» (дипломат прибыл в субботу, 8 сентября, в Беларусь с дополнительным статусом спецпредставителя президента по торгово-экономическим отношениям) и очередная волна критики Минска в российских СМИ на самом деле белорусское руководство пока особенно не тревожат, считает глава института политических исследований «Политическая сфера» Андрей Казакевич.

Андрей Казакевич: «Если мы понимаем независимость как возможность отстаивать свои интересы — не то, что просто самоизоляция и какие угодно при этом решения, а то, что мы имеем ресурсы отстаивать свои интересы, то, я думаю, что ни посол, ни последние события не свидетельствуют о том, что у Беларуси с этим есть какие-то серьезные проблемы, что ситуация ухудшилась. Да, конечно, у Беларуси есть очень слабые места. Это прежде всего экономика, энергоносители, это зависимость от российских финансов и многие другие вещи. Но нельзя сказать, что тут что-то принципиально изменилось. Я не думаю, особенно если мы говорим про личность посла, что это как-то усилит давление на Беларусь, наоборот, я думаю, что вся эта история, шумиха, скорее играет против этого назначения. Человек сразу попадает в изоляцию, на него слишком много обращают внимания, а это сразу сокращает очень многие внешнеполитические маневры».

Волна критики Минска — это обычный дополнительный прием воздействия, но не признак появления «серьезного проекта» в отношении Беларуси, полагает координатор программы «Внешняя политика Беларуси» экспертной инициативы «Минский диалог» Денис Мельянцов.

Денис Мельянцов: «Это не первый раз. Это нужно рассматривать как один из инструментов воздействия, который призван немножко сузить коридор маневра для Беларуси, для Лукашенко персонально. Если мы вспомним историю взаимоотношений, то начиная с 2000-х, когда Россия пробовала перевести отношения на рыночные рельсы, „мухи отдельно, котлеты отдельно“, то с какой-то периодичностью Россия такие попытки предпринимает. Наверное, самый знаменитый такой эпизод — это сериал „Крестный Батька“ перед выборами 2010 года. Это вряд ли можно рассматривать как артподготовку перед каким-то большим проектом России, враждебным по отношению к Беларуси, но, скажем, почву они проверяют и пытаются таким информационным образом воздействовать, но не более того».

По мнению Андрея Казакевича, Москва не нарушит и в эти президентские выборы «неофициальную конвенцию» между Беларусью и Россией.

Андрей Казакевич: «Есть неформальная конвенция между двумя государствами, что Россия не вмешивается в выборы, она не финансирует здесь — по крайней мере, серьезно не финансирует — кандидатов и серьезно не финансирует какие-то политические партии и организации. Поэтому весь этот спектр сейчас у нас в общем-то либо лоялен властям, либо дезорганизован, потому что внутренних ресурсов для этого (борьбы на выборах) нет. Я думаю, что все-таки вмешательство России в выборы, конкретное вмешательство через поддержку конкретных кандидатов, через какие-то финансовые вливания и так далее маловероятно. Для этого должно случиться что-то колоссальное. Это вопрос даже не только двусторонних отношений, это вопрос имиджа России на постсоветском пространстве. Если она начнет таким образом вмешиваться в белорусскую политику, то, конечно, это может иметь последствия и для отношений с Казахстаном, со Средней Азией, будет похожий эффект, как с Украиной, когда все поняли, что если против Украины могут применять войска, то почему против какой-то другой страны они этого не сделают. Если эту красную черту, очень важную не только для Беларуси, но и для многих других стран, Россия начнет переступать, то это очень рискованная игра. Я думаю, что это маловероятно. Особенно, если еще вспомнить все эти скандалы с вмешательством России в выборы в Соединенных Штатах, Германии, Франции».

Россия продолжит платить Беларуси за роль союзника, хотя и меньше, чем в прежние годы, считает Денис Мельянцов.

Денис Мельянцов: «Если мы посмотрим на ту маржу, которая остается в Беларуси после перепродажи нефтепродуктов, то она на самом деле снижается. Естественно, что и само состояние российской экономики, санкции и контрсанкции — это все воздействует, но я думаю, что психологическая и военно-стратегическая роль Беларуси для России настолько важна, что так или иначе Россия за этот статус союзника платить будет. Вряд ли Россия готова дестабилизировать ситуацию в, наверное, единственной более-менее стабильной стране на Запад от Москвы, которая обеспечивает значительную часть российской безопасности. Это единая противовоздушная оборона, это и сухопутная защита Москвы, это и знаменитый Сувалский коридор, это и психологическое воздействие — если Россия поругается с Беларусью, как с Украиной, естественно, это будет непопулярной мерой внутри самой России».

На западном направлении очевидно торможение диалога Беларуси и Евросоюза, возобновленного после украино-российского конфликта. Санкции против Минска исчезли, но ощутимых результатов «разморозка» не принесла, сказал Рыгор Астапеня.

Рыгор Астапеня: «Конечно, прогресс очень слабый. Саммит „Восточного партнерства“ был в 2013 году, когда Макей заявил о том, что будет упрощение визовых процедур. Как видим, прошло пять лет… Некоторые страны за пять лет присоединяются к Европейскому союзу. Все-таки какие-то не очень сложные документы почему-то идут очень-очень долго. Я думаю, что это показывает, что есть большие проблемы в отношениях, нет доверия, нет взаимопонимания».

Подписание деклараций и договоров — это теория, практика же отношений показывает результаты, полагает Денис Мельянцов.

Денис Мельянцов: «В практике постоянно наращиваются какие-то возможности сотрудничества, например, для Беларуси открылась новая программа Европейского банка реконструкции и развития, Беларусь получила доступ к Европейскому инвестиционному банку, увеличивается — причем значительно — количество евросоюзовских проектов (с Беларусью), в том числе проектов сотрудничества с государственными органами. Для Беларуси рынки, экспорт, инвестиции более важны, чем визовый вопрос».

Что касается судьбы соглашения о приоритетах сотрудничества между Беларусью и ЕС, то в воскресенье, 9 сентября, в интервью телеканалу ОНТ еврокомиссар по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнес Хан заявил, что документ может быть подписан до конца этого года, «когда мы преодолеем заключительный этап переговоров». Соглашение предусматривает европейские инвестиции в Беларусь — «нам важно иметь сильную экономику по соседству, понимать, что у соседей созданы хорошие условия для жизни граждан», сказал Йоханнес Хан.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: