Татьяна Водолажская: Для Беларуси было бы идеальным вернуть принцип Магдебургского права

06 октября 2018
Александр Бойчун, проект "Реформы, идеи, практики"
Общество

Закон о местном самоуправлении есть, но почему мы не в восторге от него?

Как превратить "населенный пункт" в город и что тормозит развитие местных сообществ в стране — об этом своим мнением в рамках проекта "Реформы, идеи, практики" поделилась Татьяна Водолажская, методолог и социолог, программный координатор Летучего университета.

— Где для вас ключевое звено самоуправления?

— 10 лет назад мы ездили по малым городкам — искали местные сообщества. Ведь регионы могут развиваться, если внутри их есть группы, желающие вести разные образы жизни: кто-то с головой уходит в искусство и создает свою инфраструктуру, кто-то увлечен бизнесом, кто-то одержим методикой воспитания детей... Разнообразие, согласование этих групп населения и превращает населенный пункт в город.

Но оказалось — люди преимущественно привязаны к местным Домам культуры с их десятком кружков... К прейскуранту государства. И лишь в очень редких случаях энтузиасты сами себе нечто придумывают, находят свою нишу. Но уже и тогда мы находили исключения.

Среди самых ярких — Поставы: три церкви, несколько бизнес-структур, "культурники" сумели организоваться для выработки представления, как развивать город. Им оставалось лишь придать официальные формы, реальные возможности — вот и долгожданное самоуправление на деле...

— Активности отдельных личностей для реализации такой амбиции мало?

— Причем катастрофически. Одиночки не в состоянии переломить патерналистские привычки массы земляков. Живучесть серой схемы "мы — хозяева, а вы просто жильцы" — итог длительной культурной и политической традиции.

Но и она начинает трещать под давлением времени, свидетельством чему ваш рассказ о том, как представители различных активных групп из Фаниполя решили придумать себе праздник сами, а не ждать его от города. Это очень важно, что среди обычных горожан нашлись готовые взять на себя ответственность договариваться сообществами, с властью. Тут видно возрождение отбитого у людей желания вкладываться в городское развитие.

В небольшом городе жить проще — он умопостигаем. А если еще люди живут в нем поколениями, то ощущение: "Это мой город!" прививается быстрее, чем в мегаполисе.

— То есть самоуправление — не просто обозначение горожанами и сельчанами неких болевых точек и последующее решение проблем?

— Гораздо сложнее вопрос культуры, способа смотреть на город, представления нами своего города и себя в нем. Пока дискуссия идет лишь в ракурсе "мы и власть" — это лишь про населенный пункт, а не про место, где устраивается жизнь под себя, где идет согласование самой жизни. Суть самоуправления в том, чтобы, например, православное сообщество и ЛГТБ-сообщество могли скоординироваться, договориться о правилах сосуществования, о нормах, которые бы не оскорбляли чувств одних и жизнь других.

— Боюсь, реализации такого принципа придется ждать очень долго...

— Не спорю. Вот почему думаю, что для Беларуси было бы идеальным вернуть принцип Магдебургского права. Принцип ведь в чем заключался? В том, что право самоуправления давалось не всем, а тому городу, который соответствовал определенным параметрам — своего рода приз. Вот и нам бы сейчас следовало идти навстречу лишь реально подготовленным к этой непростой процедуре, для чего нужен некий кодекс, свод условий. Речь о постепенном получении права — не просто сверху счастьем одарить, а заслужить. Кто не готов — пусть ждет и работает над городом вместе с горожанами. И делает все по уму, а не тупой инструкции.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: