Каковы последствия второго раскола во всемирном православии

17 октября 2018
Наталья Василевич, "Наше мнение"
Общество

Каковы практические последствия – помимо политических и мировоззренческих – разрыва отношений РПЦ с Константинопольским патриархатом для церквей и верующих?

Во-первых, следует отметить, что разрыв произошел только с Константинопольским Патриархатом и в одностороннем порядке. То есть, со всеми остальными тринадцатью поместными православными церквями находятся и Константинопольский, и Московский Патриархаты.

Во-вторых, в сегодняшнем всемирном православии это второй раскол, на данный момент существует подобное решение Антиохийского Патриархата, находящегося в странах Ближнего Востока и окормляющего преимущественно верующих арабского и сирийского происхождения в диаспоре, против действий Иерусалимского Патриархата, действующего на Святой Земле, открывшего приход в Катаре, стране, которую Антиохийский Патриархат считает своей канонической территорией. В связи с разрывом евхаристического общения Синод Антиохийского Патриархата в последний момент отказался присылать свою делегацию на Святой и Великий собор Православной Церкви, который прошел в 2016 году на Крите.

В-третьих, абсолютное большинство верующих в практическом плане это решение никак не затронет, поскольку такие верующие проживают в странах, где кроме РПЦ другой канонической альтернативы нет. Они могут так же продолжать ходить в свои приходы, как и делали это раньше, и «согрешить непослушанием» им грозит только в случае туристической или паломнической поездки за границу, если они захотят поучаствовать в богослужении и принять участие в таинствах. Однако практически проконтролировать исполнение прихожанами такого решения не представляется возможным и практически невероятно, что на кого-то действительно будут налагаться некие дисциплинарные запрещения, максимум, что возможно, исповедающий священник может настаивать, чтобы человек «покаялся» в таком «непослушании», хотя для многих большим грехом является неучастие в таинствах в храмах Константинопольского Патриархата. Здесь каждый человек должен руководствоваться своей совестью и в соответствии с этим приступать к таинству покаяния.

В-четвертых, это решение может очень негативно отразиться на жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе, поскольку ее приходы, клирики и верующие станут изолированными и выпадут из всеправославных проектов, завязанных на епископские ассамблеи, поскольку такие ассамблеи возглавляются епископами Константинопольского Патриархата. Среди таких проектов  можно назвать окормление тюрем, больниц, преподавание религии в школах, сотрудничество с государством. Например, собрание священства Московского Патриархата в Германии приняла по этому поводу специальное обращение к Синоду РПЦ, указывая на важность для них нахождения в сотрудничестве с епископскими ассамблеями.

В-пятых, это повлияет на настроения белорусских верующих Русской Православной Церкви: люди, более ориентированные на всемирное православие, не согласные с конфронтационным решением Синода, более национально ориентированные, могут начать поиск для себя других, чем РПЦ, церковных альтернатив, или просто копить недовольство руководством церкви. Люди, настроенные более фундаменталистически, пророссийски, ориентированные на изоляцию и готовые к конфронтации, начнут в сложившейся ситуации укреплять свои позиции и расширять влияние, что приведет к изменениям настроений и на уровне принятия решений, и на уровне существующего дискурса, а в долгосрочной перспективе к нарастанию противоречий между разными группами внутри РПЦ.

Наталья Василевич, "Наше мнение"


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: