Проведенный анализ присутствия белорусских исследовательских центров в интернете показал довольно неожиданные результаты.
Thinktanks.by на основании данных поисковой системы «Яндекс» за период с 1 января по 1 декабря 2018 года составил рейтинг присутствия белорусских исследовательских центров в интернете. Главным критерием рейтинга было количество упоминаний центров. В поисковых запросах использовалось полное название центра, наиболее часто используемое СМИ или присутствующее на сайте данной структуры. В то же время именно название стало причиной того, что некоторые известные think tanks не попали в рейтинг. Например, название «Центр европейских исследований» в определенной степени дублируется Франко-белорусским центром европейских исследований или Центром евразийских и европейских исследований ФМО БГУ, что существенно влияет на поисковую выдачу.
Также из-за пересечения названий с названиями других организаций и устойчивыми словосочетаниями, в рейтинг не были включены Центр политической трансформации, Институт политических исследований «Палiтычная сфера», EAST Centr, Macrocenter и Аналитический центр «Стратегия» и Научно-исследовательский центр Мизеса.
Хорошо раскрученный в медиа SYMPA/BIPART не попал в рейтинг из-за сложностей с подсчетом упоминаний этих проектов-спутников.
Сразу оговоримся, зная специфику Яндекса по добавлению/удалению ссылок из поиска, приведенные ниже цифры имеет смысл воспринимать не как точные данные, а как отображение тенденции.
Вместе с тем эта тенденция удивила. Наибольшее количество ссылок в 2018 году оказалось у Белорусской аналитической мастерской (BAW) Андрея Вардомацкого. Такой результат можно объяснить тем, что данная структура осталась фактически единственной, которая занимается независимой социологией, проводящей опросы в «поле» на политическую тематику. Соответственно, ряд белорусских и зарубежных медиа постоянно используют данные BAW в своих публикациях.
На втором месте по количеству упоминаний оказался Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр BEROC. Зачастую его называют центром экономических исследований BEROC и таких ссылок насчитывалось значительно больше. Однако во избежание пересечений с другими названиями для анализа был использован вариант, написанный на сайте данной организации.
Третья позиция в рейтинге оказалась у Исследовательского центра ИПМ. Организуемый центром ежегодный Кастрычнiцкi эканамiчны форум – залог его регулярного упоминания в СМИ.
Четвертую и пятую позиции с одинаковыми результатами поиска заняли Экспертная инициатива «Минский диалог» и Центр Острогорского (Цэнтр Астрагорскага). «Минский диалог» «звучит» все громче за счет новых конференций высокого уровня. Также в текущем году он начал выпускать и презентовать для СМИ регулярный аналитический продукт - «Минский барометр».
Центр Острогорского показывает хорошие результаты в поиске, так как помимо организации конференций, продолжает развивать свои медиапроекты.
Рейтинг белорусских аналитических центров 2018
(по присутствию в поиске «Яндекса» в период с 1.01.2018 по 01.12.2018)
1. Белорусская аналитическая мастерская BAW – 49 тыс.
2. Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр BEROC – 15 тыс.
3. Исследовательский центр ИПМ – 14 тыс.
4. Экспертная инициатива «Минский диалог» - 12 тыс.
5. Центр Острогорского (Цэнтр Астрагорскага) – 12 тыс.
6. Belarus Security Blog (BSBlog) – 9 тыс.
7. Центр стратегических и внешнеполитических исследований – 6 тыс.
8. Центр системных бизнес-технологий САТИО – 5 тыс.
9. Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб» - 3 тыс.
10. Международное агентство социальных и маркетинговых исследований (МАСМИ) – 3 тыс.
11. Baltic Internet Policy Initiative (e-baltic.org) – 2 тыс.
12. Белорусский институт стратегических исследований (BISS) – 2 тыс.
13. Центр социально-экономических исследований Case Belarus – 2 тыс.
14. Цэнтр новых iдэй – 1 тыс.
15. Центр политического образования – менее 1 тыс.
16. Центр политического анализа и прогноза – менее 1 тыс.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.