Какое будущее у STEM-образования?

16 января 2019
Thinktanks.by
Общество

В конце 2018 года по заказу Ассоциации “Образование для будущего” в Беларуси было проведено исследование STEM-подхода в образовании с целью разобраться в данном подходе и начать действовать.

Основой для исследования послужил широкий круг материалов по развитию STEM-образования в США, Европе, России и Беларуси, а также материалы конференции “Актуальные проблемы STEM-образования”, проведенной в БГПУ им. М. Танка 15 ноября 2018 года и интервью с белорусскими экспертами и практиками STEM-подхода в образовании.

Как говорится в исследовании, аббревиатура STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) — это маркер выхода образования на новый уровень поиска, доступа к прорывным, инновационным технологиям как для всего общества, так и для отдельного человека. В то же время часто говорят, что STEM — это «просто буквы», которые заставляют всех, кто имеет отношение к образованию, взглянуть на него по-новому.

В работе поясняется, что страны — мировые лидеры (в первую очередь США, а также ЕС) в начале 2000-х стали искать для себя новый источник развития и ресурс для инновационной экономики и экономики знаний. Они обратили внимание на подготовку кадров и систему образования, обнаружив негативные тенденции снижения качества подготовки по дисциплинам, которые необходимы в эпоху цифровых технологий, и даже кризис инженерных кадров. Ответом на этот вызов стали программы на национальном и государственном уровне.

Так, в США STEM-образование на государственном уровне получило поддержку благодаря закону America COMPETES Act. Этот закон был сфокусирован на STEM-образовании учителей, прикладных бакалаврских программах и создании инновационных методик преподавания. В 2010 году его действие было продлено, подтверждая таким образом курс на STEM-образование на уровне государства. 

Согласно отчету European Schoolnet, содержащему результаты исследования 30 стран, в 2015 году 80 % стран отметили STEM-образование как свой приоритет. Почти все они сейчас внедряют реформу в STEM-образовании с фокусом на социоэкономические аспекты знания.

"Если в мире STEM-подход начал заявлять о себе еще в 2000-х годах, то в Беларуси он стал проявляться совсем недавно и импульсами к его актуализации послужили развитие робототехники и программирования на уровне общего среднего  образования, а также необходимость решения ряда проблем в школьном образовании и подготовке кадров. Впрочем, оба указанных импульса имеют свой источник в представлении, что будущее социально-экономическое развитие Беларуси связано преимущественно с развитием IT-сферы", - отмечают авторы исследования.

Ядром, к которому направлена центростремительная сила STEM-образования, выступает специалист с новым типом мышления, на которого существует запрос от экономики и общества в целом. Такой специалист характеризовался бы т.наз. гибридными навыками, или рядом компетенций, получивших название 4К: коммуникация, коллаборация, креативность и критическое мышление. Однако кроме подготовки квалифицированных кадров для ИТ-индустрии и высокотехнологичного производства, STEM-образование ставит перед собой задачу развития всеобщей STEM-грамотности.

В то же время исследователи подчеркивают, что до сих пор не существуют никакой окончательной концепции, которая дала бы точное определение STEM-образования и очертила бы его границы. Для того чтобы систематизировать представление о STEM-подходе в целом, авторы исследования предлагают трехуровневую модель реализации STEM: на уровне системы образования, на уровне отдельной школы и отдельного урока. Кроме того, отмечается, что на ступенях дошкольного обучения/начальной школы, средней и старшей школы доминирующими оказываются различные элементы STEM-подхода.

Любопытно, что сами авторы данного исследования не выступают апологетами STEM-подхода: среди материалов исследования представлены наиболее острые вопросы из дискуссий о STEM-образовании, его проблемах и возможных недостатках.

Вместе с тем, исследователи, определяя перспективы развития STEM-подхода в Беларуси, выделили ряд наиболее перспективных направлений для действий в ближайшее время. Среди них повышение интенсивности коммуникаций по теме STEM-образования, поддержка инициативы и свободы в практике педагогов и учеников, переподготовка педагогов и вовлечение в образование практиков, исследователей, инженеров, а также другие направления. 

***

Проведением исследования занимались Татьяна Водолажская (к. соц. н., научный руководитель исследования), Татьяна Коваленок (магистр, включена в работу инициативы Adukacyja.Info), Дина Король (магистр, педагог). Координатором исследования выступила Алена Мельченко, менеджер по исследованиям и развитию Ассоциации “Образование для будущего”.

Поделиться: