Фото Павел Береснев, Исследовательский центр ИПМ

Почему Беларусь так долго вступает в ВТО и зачем ей это нужно?

04 февраля 2019
Сергей Полтаржицкий, Thinktanks.by, фото Павел Береснев, Исследовательский центр ИПМ
Исследовательский центр ИПМ
Фото Павел Береснев, Исследовательский центр ИПМ

Ответ на эти вопросы был дан в ходе конференции "Беларусь на пути в ВТО", прошедшей в Минске.

Его организаторами выступили Бизнес школа ИПМ при содействии Исследовательского центра ИПМ и при поддержке Посольства Великобритании в Беларуси. 

В частности, в своем выступлении , начальник отдела ВТО и унификации торговых режимов управления внешнеторговой политики Департамента внешнеэкономической деятельности МИД Беларуси Ольга Казакевич попыталась, по ее словам, ответить на два вопроса: «Почему Беларусь так долго вступает в ВТО?» и «Зачем вообще нам это нужно?»

Как сказала Ольга Казакевич, на сегодняшний день ВТО – это единственная площадка, где страны могут встречаться, вырабатывать новые правила торговли и следить, как эти правила выполняются.  

Идем на рекорд  

Одной из функций ВТО является прием новых членов. Причем, процесс этот всегда разный по скорости. По словам Ольги Казакевич, быстрее всех во Всемирную торговую организацию в 1998 году вступил Кыргызстан. Ему на данный процесс понадобилось менее трех лет. А вот Беларусь, переговоры о вступлении в члены организации которой длятся уже 25 лет, может стать рекордсменом по продолжительности вступления.  

Последние 20 лет Беларусь пытается согласовать условия вступления с членами ВТО. Начало было стандартное: подача заявки, рассмотрение заявки генсоветом, создание рабочей группы. В рабочую группу по Беларуси вошли 47 стран-членов ВТО.

«Это те члены ВТО, которым наша страна интересна и которые хотели бы принимать непосредственное участие во всех заседаниях, иногда вступая в двусторонние переговоры», - пояснила Ольга Казакевич, добавив, что 47 стран – это довольно большая рабочая группа.

Переговоры ведутся по четырем направлениям: приведение национального законодательства в соответствие с многосторонними соглашениями ВТО, доступ на рынок товаров, доступ на рынок услуг, государственная поддержка сельского хозяйства.

После того, как все переговоры завершаться, все условия будут согласованы со всеми членами ВТО, которые изъявили желание участвовать в переговорном процессе, будет необходимо еще пройти ряд процедур внутри страны.  

Наличие политической воли   

Как отметила Ольга Казакевич, для вступления Беларуси в ВТО необходимо «наличие политической воли и поддержки на высоком уровне». Представитель МИД напомнила, что в период с 2007 по 2016 год переговоры по вступлению Беларуси в ВТО были фактически заморожены. Это происходило, в частности, потому, что представители ВТО ждали «некоего подтверждения наличия политической воли». Такие подтверждения необходимы для уверенности в том, что в перспективе будут происходить изменения законодательства.

«Без такой поддержки, без политической воли, к сожалению, в переговорном процессе далеко продвинутся невозможно», - констатировала Ольга Казакевич.

Поиск национального интереса

По ее словам, важным пунктом также является формирование переговорной команды и ее подготовка. За время вступления Беларуси в ВТО люди менялись, однако в 2016 году с активизацией переговорного процесса совпало и назначение ключевых переговорщиков. А в переговорный процесс с белорусской стороны вовлечены все министерства, для того, чтобы они понимали как формируются обязательства, какие правила в ВТО действуют, что можно, а что нельзя делать.

По словам Ольги Казакевич, на подготовку переговорной команды было затрачено большое количество усилий, но первые, проведенные в 2017 году переговоры показали, что когда ты с членами ВТО разговариваешь на одном языке, к тебе и отношение соответствующее. «Тебя больше уважают и тебя меньше пытаются надуть. Такой подход тоже имеет место в ВТО», - рассказала представитель МИД.

При этом она призналась, что, наверное, самые трудные переговоры – проходящие внутри страны: с министерствами, регуляторами, попытки учесть все мнения и понять, в чем заключается национальный интерес. Ведь по многим вопросам, интересы внутри страны – противоположны. Здесь важно – найти баланс.

Политические заморозки

Ольга Казакевич признала, что фактическая пауза в переговорах Беларуси с ВТО с 2006 года была связана с двумя факторами. Во-первых, «у Беларуси как раз в этот период не лучшим образом складывались отношения с некоторыми ключевыми членами ВТО», а потому Беларусь в переговорном процессе просто не пускали дальше – не давали провести формальное заседание рабочей группы. Во-вторых, в этот же период началось формирование Таможенного союза и Евразийского экономического союза. А тогда ни Россия, ни Казахстан, ни Беларусь не были членами ВТО. И первая мысль тогда, по словам Ольги Казакевич, была вступить в ВТО единым фронтом. Но, разумеется, члены Всемирной торговой организации эту идею не поддержали.

Польза от вступления

“Принято считать, что страна становится членом ВТО и берет на себя какие-то обязательства. Но, на самом деле, ситуацию стоит рассматривать с другой стороны. 164 члена ВТО обязуются по отношению к нам не использовать некие запрещенные меры регулирования и торговые барьеры, которые запрещены правилами ВТО», - пояснила начальник отдела МИД. Кроме того, по ее словам, вступление в ВТО повышает инвестиционную привлекательность, ведь инвесторам важна предсказуемость и транспарентность.

Также вступление в ВТО улучшает доступ бизнеса на рынки третьих стран.

«Сегодня, наверное, важно не думать о том, как защитить себя, потому что на самом деле Беларусь уже выполняет 95% обязательств ВТО. Сегодня надо думать, а какие возможности нам даст членство в ВТО», - выразила убежденность Ольга Казакевич.

Обретение международной правовой защиты

Она также отметила, что сегодня по отношению к Беларуси даже соседи применяют определенные ограничения. И у белоруской стороны, как не у члена ВТО, «есть единственный способ их снять – идти, убеждать, уговаривать, просить снять ограничения».

Одно из последних ограничений, которое в итоге было снято, но на данный процесс ушло много времени, были текстильные квоты, которые ввел в отношении Беларуси Евросоюз. По словам представителя МИД, такое ограничение запрещено правилами ВТО и если бы Беларусь была членом организации, то данный вопрос можно было бы решить гораздо быстрее. «Не будучи членами ВТО, мы не имеем международной правовой защиты» - подчеркнула Ольга Казакевич. Тем более, что Беларусь,  как член ЕАЭС, уже взяла на себя обязательства и ведет торговую деятельность по правилам, очень близким к тем, что существуют в ВТО, поскольку именно они легли в основу договора ЕАЭС.

    


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: