Новые формы практико-ориентированного бизнес-образования на уровне магистратуры

10 марта 2019
Вольга Грынюк - каардынатар праектаў Цэнтра Астрагорскага ў Мінску
Экономика

Центр Острогорского представил аналитический документ авторства Натальи Апанасович, декана факультета «Высшая школа бизнеса» Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ.

Исследование базируется на тезисах, которые автор выдвинула на конференции Центра Острогорского по реформе белорусского высшего образования 27 декабря 2018 года.

Конференция была посвящена существующим проблемам высшего образования в Беларуси и возможным решениям.  Основные темы конференции касались новых форм практического бизнес-образования на уровне магистратуры, модернизации высшего образования в рамках концепции предпринимательского университета, реформированию сферы белорусских научных исследований и проблем плагиата в белорусских университетах.

Основные тезисы

Республика Беларусь сталкивается с серьезной нехваткой менеджеров и бизнес-лидеров, обладающих необходимыми навыками и компетенциями для работы в условиях рыночной экономики. Быстро меняющиеся технологии, растущая глобальная конкуренция, большие потоки информации и необходимость учиться в течение всей жизни выдвигают на первый план в качестве важнейшего требования для становления руководителя бизнеса — приобретение гибких навыков. Это, в свою очередь, ставит задачу университетам уделять особое внимание формированию гибких навыков в образовательных программах в области бизнес-управления.

Руководители белорусских компаний указывают на то, что способность системного решения проблем, критическое мышление и умение эффективно организовать собственную работу являются важнейшими навыками, которые необходимы для успеха в бизнесе. Одновременно эти навыки труднее всего приобрести. Для того, чтобы УВО могли формировать компетенции, которые требуются в современном бизнесе, университеты должны сосредоточить усилия на разработке и внедрении новых практико-ориентированных подходов и форм обучения, на создании центров развития карьеры для магистрантов и выпускников, а также на формировании внутриуниверситетской предпринимательской среды.

Бизнес-образование, практико-ориентированные программы магистратуры, а также бизнес-школы должны получить официальные статусы и нормативную базу, чтобы иметь возможности развиваться самостоятельно в существующей академической системе. Получение международной аккредитации бизнес-школами станет важным стимулом для образовательных учреждений и государственных органов в процессе развития системы бизнес-образования.

Рекомендации

Бизнес-образования в Республике Беларусь не обладает собственным статусом, а вписано в традиционную академическую систему высшего образования. В результате этого управленческое образование зарегулировано множеством положений и инструкций Министерства образования, которые не учитывают специфику бизнес-образования и часто вступают в прямой конфликт с современными потребностями рынка управленческого труда и всемирно признанным форматом бизнес-образования.
В рамках установленных образовательных регламентов университетов очень трудно, например, перейти на кредитно-модульную систему организации учебного процесса, невозможно полноформатное использование технологий дистанционного обучения, внедрение инновационных технологий и методов обучения (методы консалтинга, коучинга, case-study).

о сих пор не определен статус выпускников практико-ориентированной магистратуры в соответствующих документах Министерства труда и социальной защиты. Национальное законодательство не видит отличий при найме на работу специалистов с высшим образованием первой ступени и тех, кто получил степень магистра. Точно так же законодательство не дифференцирует эти две группы с точки зрения заработной платы, которая важна для государственных организаций и предприятий.

Программы бизнес-школ для выпускников требуют своевременного понимания работодателями того, что набор навыков, на которые они ориентированы, соответствуют текущим требованиям рынка. Важно бизнес-школам и факультетам создавать карьерные центры для своих магистрантов, чтобы помочь им в принятии карьерных решений. В большинстве вузов есть центры карьеры, однако они предоставляют базовые карьерные услуги в основном студентам-бакалаврам. Магистранты и выпускники магистратуры требуют другого подхода к развитию карьеры, инструментам, стажировкам и поиску работы.

Кроме того, такие центры могут служить посредниками между бизнесом и образованием, которые часто говорят на разных языках. Такие центры создаются, чтобы развивать и укреплять взаимовыгодные отношения с компаниями, поддерживая их потребности в инновациях и исследованиях, посредствам доступа к студентам и преподавателям.

Результаты анализа показывают, что традиционные пассивные формы обучения не эффективны в развитии гибких навыков и даже не эффективны в развитии функциональных навыков. Вузы должны пропустить такие пассивные методы обучения и перестать «подавать» учебные материалы студентам.

Меньше времени на лекциях следует тратить на теоретический материал и больше времени на анализ практических ситуаций. Особое внимание следует уделять практике, практическому формату обучения. Исследование показывает, что наиболее эффективными формами обучения для развития гибких навыков являются: тематическое исследование, бизнес-симуляция, встречи с представителями бизнеса, участие студентов в консалтинговых проектах.

Методика обучения должна быть радикально изменена. Обучение личностным компетенциям студентов должно быть включено в обучение профессиональных компетенций. Такой подход к обучению автоматически повысит привлекательность и эффективность курса и будет способствовать развитию обоих типов навыков. Модули обучения личностным компетенциям должны быть включены в программу обучения.

Бизнес должен быть встроен в образовательные процессы. Прежде всего, это переход от классических бизнес-кейсов к анализу реальных примеров из текущей бизнес-практики, то есть к тесному сотрудничеству с компаниями. Магистранты в качестве курсовых заданий выполняют консалтинговые проекты, результаты которых видны к концу курса и могут быть рекомендованы для практического внедрения в реальный бизнес.

Вольга Грынюк - каардынатар праектаў Цэнтра Астрагорскага ў Мінску

Поделиться: