Будут ли к 20-летию Союза Беларуси и России представлены конкретные итоги интеграции?

К вероятности, что ко 2 апреля, когда будет отмечаться 20-летие Союзного государства Беларуси и России, склоняются эксперты «Минского диалога».

Такая точка зрения содержится в седьмом выпуске «Минского барометра», представленного экспертной инициативой "Минский диалог" 12 марта в белорусской столице.

Прогноз

Как отмечают авторы барометра, наиболее вероятно, что к 20-летнему юбилею подписания Договора о Союзном государстве, 2 апреля, общественности будут предъявлены какие-то конкретные результаты 20-летней интеграции – по крайней мере в виде информационных материалов, оформленных в современном ключе.

Также по случаю юбилея должны состояться торжественные мероприятия с участием парламента и Высшего Госсовета Союзного государства, наверняка подготовке юбилейных мероприятий будут предшествовать рабочие встречи руководств.

В то же время, как предполагают эксперты «Минского диалога», практического разрешения конфликтных вопросов между Беларусью и Россией в этот период трудно ожидать, однако по направлению к их разрешению могут состояться встречи как основных переговорных групп, так и сравнительно новых участников – бизнес-союзов и общественных объединений.

Ревизия Союза

В «Минском барометре» напоминается, конце минувшего года Россия инициировала ревизию Союзного договора в ответ на требования Беларуси начать движение к равным условиям на рынках нефти и газа в период 2020-2024 гг., ведь с 2025 г. они должны уже заработать в рамках ЕАЭС.

Россия исходит из логики, что даже частичное распространение внутренних условий на союзную страну до начала работы общих рынков должно быть обусловлено обязательствами России и Беларуси по линии Союзного государства. В действительности договоренности по нефти и газу могли быть оформлены и в двустороннем межгосударственном порядке, и по линии ЕАЭС, но Россия решила провести очередную ревизию сотрудничества в рамках Союзного государства.

Развитие интеграции в рамках Союзного государства в 2009-2010 гг. зашло в тупик из-за неготовности России соблюдать паритетный принцип принятия решений, заложенный в Договор 1999 года. Поэтому значительная часть двусторонней повестки была перенесена поначалу в Таможенный союз ЕврАзЭС (с 2011 г) и ЕАЭС (с 2015 г), где принцип принятия решений ближе к пропорциональному, то есть у России голос сильней, чем у стран-союзниц.

Для ревизии Союзного договора и выработки рекомендаций по дальнейшей интеграции была создана межправительственная рабочая группа, и аналогичные группы в России и Беларуси. С российской стороны эту группу возглавил министр экономического развития Максим Орешкин, с белорусской – министр экономики Дмитрий Крутой.

И Лукашенко, и члены белорусской части группы неоднократно в течение января-февраля обрисовывали подходы Беларуси к интеграции: только на полностью равноправной основе с сохранением суверенитетов двух стран, создание дополнительных к существующим надгосударственных институтов, только в ответ на решение вопросов экономической интеграции (общие рынки, цены на газ и нефть).


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: