Минский барометр: с Россией — в рекордный минус, с ЕС — в условный плюс

«Минский диалог» презентовал восьмой выпуск «Минского барометра» с анализом внешней политики Беларуси и состояния безопасности в марте и апреле 2019 года.

Экспертная инициатива «Минский диалог» представляла очередной выпуск «Минского барометра» в своем новом статусе. Как сообщил координатор программы «Внешняя политика Беларуси» инициативы Денис Мельянцов 16 мая во время дискуссии «Беларусь — Россия: возможна ли новая модель сотрудничества?», после года подготовки инициатива зарегистрирована в Министерстве юстиции как Совет по международным отношениям.

В рамках организации учреждается Консультативный совет, в состав которого вошли известные белорусские и зарубежные ученые, эксперты и дипломаты: два бывших министра иностранных дел Беларуси Владимир Сенько и Иван Антонович, старший научный сотрудник корпорации RAND Самуэль Чарап, декан факультета международных отношений БГУ Виктор Шадурский, директор Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрей Сушенцов и другие эксперты.

Также у «Минского диалога» появился экспертный совет, членами которого стали белорусские и международные аналитики по региону Восточной Европы. Составы советов, как отметил Денис Мельянцов, будут расширяться.

Ухудшение белорусско-российских отношений

За март-апрель «резко возросло число конфронтационных тем в отношениях с Россией: конфликт вокруг российского посла, запрет поставок белорусских товаров, ситуация вокруг транзита и поставок нефти». Индекс отношений упал до рекордных -9 пунктов.

Тенденции двух последних месяцев:

1) Кремль заменил своего посла в Беларуси, стремясь избежать роста конфронтации;

2) несмотря на снижение уровня конфликтной риторики число конфронтационных направлений растет;

3) ситуация вокруг транзита и поставок нефти стала чрезвычайно напряженной;

4) ни один из вопросов двусторонней повестки не находит решения.

Политическая повестка марта-апреля определялась конфликтом между белорусским МИД и послом России Михаилом Бабичем, обменом предложениями по «углублению интеграции» в рамках ревизии Союзного договора 1999 года, переговорами вокруг транзита и поставок российской нефти, а также проблемой загрязнения нефти в белорусском участке нефтепровода «Дружба». На протяжении этого периода Беларусь и Россия не приблизились к развязке ни по одному из конфликтных направлений сотрудничества. Напротив, к уже имеющимся добавились новые: запрет на ввоз белорусской говядины, загрязнение нефтепровода «Дружба» и др.

Как считают эксперты, некоторые важные решения должны быть приняты в мае-июне, в частности по сохранению или изменению механизма распределения пошлин в ЕАЭС. Новый российский посол, скорее всего, станет строить отношения с руководством страны пребывания в более конструктивном ключе. Как отмечалось ранее, отставка Бабича несомненно снизит убедительность аргументов сторонников продления правления Путина через обновление Союзного государства. Соответственно, ожидания от ревизии Союзного договора снизятся у обеих сторон. Вероятно, предложения сторон по пересмотру Союзного договора станут доступны для обсуждения. Транзит российских энергоносителей в Европу через Беларусь все еще остается сильным рычагом влияния на российскую переговорную позицию. Однако сила этого рычага по мере строительства Россией собственных трубопроводов и перенаправления экспорта нефти по ним постепенно снижается. С 2020 года транзитное значение Беларуси может дополнительно снизиться, а с 2025 – и вовсе исчезнуть из-за перенаправления части российского экспорта нефти в Китай. Главная проблема для Беларуси в том, что к 2020 году трубопровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО-2) выйдет на проектную мощность, и на него Россия будет отвлекать нефть из европейских поставок. По всей видимости, и за счет Беларуси, поскольку европейский рынок стал менее выгодным для российских нефтекомпаний, чем китайский – Urals дешевле, чем Siberia Light, плечо доставки в Европу длиннее. Кроме того, нефтепровод «Дружба» уже старый, а Транснефть, затратив значительные заемные средства на сооружение новых нефтепроводов, прежде всего заинтересована в их окупаемости. История с загрязнением больших объемов нефти в нефтепроводе «Дружба» может поспособствовать консервации этого трубопровода. Однако этот старый нефтепровод нужен Транснефти как минимум еще три года, и тот факт, что компания допустила столь серьезное нарушение своих обязательств теоретически укрепляет переговорные позиции белорусской стороны в заключении контрактов на ближайшее время.

Отношения с ЕС: как бы рост

Продолжается рост числа контактов и проектов с Евросоюзом. «Но по-прежнему отсутствует осязаемый прогресс в переговорах по политически значимым соглашениям», - отмечают авторы «Минского барометра». Итоговый индекс: +25 баллов.

Тенденции:

1) качественным следствием растущего количества и уровня контактов Беларуси со странами и институтами ЕС, а также увеличивающихся объемов проектного сотрудничества становится улучшение атмосферы в коммуникации между сторонами;

2) при этом по-прежнему отсутствует осязаемый прогресс в переговорах по политически знаковым темам: соглашениям о приоритетах партнерства и об упрощении визового режима. Эта ситуация оказывает обратный эффект на процесс выстраивания взаимного доверия и ограничивает многие возможности с обеих сторон.

3) В условиях, когда позиция Литвы фактически заблокировала переговорный процесс с Брюсселем, Минск делает все больший акцент на двустороннее сотрудничество с отдельными странами-членами ЕС.

В рамках переговоров по приоритетам партнерства и соглашению об упрощении визового режима, которые Лукашенко назвал ближайшими задачами в отношениях с ЕС, в марте-апреле серьезного прогресса зафиксировано не было. На 7-м заседании Координационной группы Беларусь-ЕС, прошедшем 24-25 апреля, Брюссель в очередной раз заявил о приверженности скорейшему завершению переговоров по приоритетам партнерства и о том, что подписание документа ознаменует новый этап в отношениях. Однако процесс по-прежнему заблокирован Литвой. В Минске такое состояние дел определяют как тупик, хотя и не отказываются от дальнейших переговоров. Ситуация с соглашением о визовой фасилитации выглядит более оптимистично. Здесь сторонам удалось разрешить вопрос с количеством польских консулов в Беларуси, увеличение которого Варшава хотела увязать с подписанием соглашения. Однако на повестке остается проблема с договором о реадмиссии. Россия отказывается брать на себя обязательство принимать обратно лиц, депортированных из ЕС в Беларусь, которые изначально попали на белорусскую территорию с российской. В этих условиях, чтобы не превратиться в своего рода накопитель нелегалов, Беларусь ведет переговоры с ЕС о возможных механизмах возвращения депортированных лиц в страны происхождения.

Самым заметным событием периода мониторинга можно назвать визит в Беларусь Федерального канцлера Австрии Себастьяна Курца. 29 марта переговоры с Курцем провел вначале А.Лукашенко, а затем и С.Румас. В центре внимания были вопросы экономического сотрудничества и региональной безопасности. По последней позиции Минска и Вены во многом совпадают, что обусловлено похожими характеристиками стран в системе международных отношений: Беларусь и Австрия – малые государства Восточной и Центральной Европы, которые становятся естественными единомышленниками в условиях нарастания геополитической напряженности между Россией и Западом.

Еще одним примечательным событием марта-апреля стал очередной визит в Минск президента Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сумы Чакрабарти. За последние годы растущее сотрудничество с ЕБРР является одним из главных результатов процесса нормализации отношений Беларуси и ЕС. В прошлом году размер инвестиций со стороны банка достиг рекордных 360 млн евро, и Беларусь вошла в топ-10 стран по объемам сотрудничества с ЕБРР. По словам Чакрабарти, он хотел бы видеть Беларусь в пятерке лидеров уже в ближайшие годы. Лукашенко, со своей стороны, предложил провести в Беларуси запланированное на 2022 год очередное заседание управляющего совета ЕБРР.

По прогнозу аналитиков, Беларусь и дальше будет делать все больший акцент на двустороннем сотрудничестве со странами-членами ЕС, так как по линии Минск-Брюссель возможность углубления и расширения отношений блокируется Литвой, руководство которой открыто задекларировало цель принудить Беларусь отказаться от введения в эксплуатацию Островецкой АЭС. Если на майских выборах президента Литвы победу одержит кандидат, занимающий менее радикальную позиции по Беларуси, то в перспективе Минск и Вильнюс могут выйти на конструктивный диалог по вопросу БелАЭС и по более широкой повестке двусторонних отношений. Однако даже в этом случае процесс будет медленным – соответственно, и его эффекты для отношений Минска и Брюсселя будут также отложенными во времени. После состоявшегося визита в Беларусь Курца во второй половине года ожидается ответный визит Лукашенко в Австрию. По описанной выше причине Минск рассматривает этот визит в качестве большего приоритета, чем участие на высшем уровне в многосторонних мероприятиях в ЕС (например, под эгидой «Восточного партнерства»). Хотя участие в мероприятиях в рамках «Восточного партнерства» позволило бы президенту Беларуси лично прояснить лидерам стран ЕС многие аспекты белорусской внешней политики. Тем не менее глава Беларуси, судя по всему, исходит из того, что без существенных подвижек в переговорах по приоритетам партнерства и соглашению по визовой фасилитации его визит в Брюссель будет преждевременным.

На других направлениях

В белорусско-китайских отношениях в период мониторинга доминировала тема визита Лукашенко в Пекин и подписания двусторонних соглашений.

В отношениях с США сохраняется сравнительно высокая динамика двусторонних контактов, но она также не приводит к прорывному улучшению отношений.

Президентские выборы в Украине накладывали существенный отпечаток на двустороннее взаимодействие. Несмотря на это, заработали несколько новых форматов сотрудничества между двумя странами.

Что касается сферы безопасности, то здесь продолжилась тенденция постепенной милитаризации региона. Минск в таких условиях делает ставку на многовекторность и транспарентность.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: