Минский барометр: Резко возросло число конфронтационных тем в отношениях с Россией

Среди них: конфликт вокруг российского посла, запрет поставок белорусских товаров, ситуация вокруг транзита и поставок нефти.

Об этом говорится в новом выпуске "Минского барометра", презентованного экспертной инициативой "Минский диалог". 

Предыдущие отношения

Как отмечается в документе, политическая повестка марта-апреля определялась конфликтом между белорусским МИД и послом России Михаилом Бабичем, обменом предложениями по «углублению интеграции» в рамках ревизии Союзного договора 1999 года, переговорами вокруг транзита и поставок российской нефти, а также проблемой загрязнения нефти в белорусском участке нефтепровода «Дружба». На протяжении этого периода Беларусь и Россия не приблизились к развязке ни по одному из конфликтных направлений сотрудничества. Напротив, к уже имеющимся добавились новые: запрет на ввоз белорусской говядины, загрязнение нефтепровода «Дружба» и др.

Отзыв президентом В. Путиным своего посла и назначение нового в соответствии с пожеланием руководства Беларуси, помимо прочего, ясно свидетельствует, что у России нет определенного плана касательно продвижения своих интересов в Беларуси. 

Прогноз

Как полагают эксперты "Минского диалога", некоторые важные решения должны быть приняты в мае-июне, в частности по сохранению или изменению механизма распределения пошлин в ЕАЭС. Новый российский посол, скорее всего, станет сроить отношения с руководством страны пребывания в более конструктивном ключе.

Как отмечалось ранее, отставка Бабича несомненно снизит убедительность аргументов сторонников продления правления Путина через обновление Союзного государства. Соответственно, ожидания от ревизии Союзного договора снизятся у обеих сторон. Вероятно, предложения сторон по пересмотру Союзного договора станут доступны для обсуждения.

Транзит российских энергоносителей в Европу через Беларусь все еще остается сильным рычагом влияния на российскую переговорную позицию. Однако сила этого рычага по мере строительства Россией собственных трубопроводов и перенаправления экспорта нефти по ним постепенно снижается. С 2020 года транзитное значение Беларуси может дополнительно снизиться, а с 2025 – и вовсе исчезнуть из-за перенаправления части российского экспорта нефти в Китай. Главная проблема для Беларуси в том, что к 2020 году трубопровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО-2) выйдет на проектную мощность, и на него Россия будет отвлекать нефть из европейских поставок. По всей видимости, и за счет Беларуси, поскольку европейский рынок стал менее выгодным для российских нефтекомпаний, чем китайский – Urals дешевле, чем Siberia Light, плечо доставки в Европу длиннее.

Кроме того, нефтепровод «Дружба» уже старый, а Транснефть, затратив значительные заемные средства на сооружение новых нефтепроводов, прежде всего заинтересована в их окупаемости. История с загрязнением больших объемов нефти в нефтепроводе «Дружба» может поспособствовать консервации этого трубопровода. Однако этот старый нефтепровод нужен Транснефти как минимум еще три года, и тот факт, что компания допустила столь серьезное нарушение своих обязательств теоретически укрепляет переговорные позиции белорусской стороны в заключении контрактов на ближайшее время, считают эксперты "Минского диалога". 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: