До сих пор выгоды от членства в ЕАЭС были наиболее выражены для Кыргызстана и наименее для Казахстана. Для Беларуси ЕАЭС позволил сохранить выгоды от сотрудничества с РФ в разных сферах.
Об этом говорится в новом аналитическом документе Евразийский экономический союз: ожидания, вызовы и достижения». Его автором стал директор по исследованиям EAST-Center Андрей Елисеев.
Устойчивость и жизнеспособность
Как говорится в работе, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят Арменией, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия является наиболее развитым институтом региональной экономической интеграции среди постсоветских государств.
В исследовании утверждается, что основной причиной, по которой Кремль настаивал на создании ЕАЭС, было создание регионального блока, ориентированного на Россию. "Предполагалось, что таможенный союз и единый рынок не позволят странам ЕАЭС дойти до конкурирующих торговых блоков или других великих держав. Кроме того, Россия рассматривает ЕАЭС не только как экономический проект, но и как культурно-историческое пространство, построенное вокруг русского языка", - пишет Андрей Елисеев.
Он отмечает, что чрезмерное продвижение интеграции в конечном итоге ставит вопрос об ее устойчивости и общей жизнеспособности ЕАЭС. Однако перспективы союза не обязательно выглядят безрадостными, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, евразийская интеграция пользуется достаточно широкой общественной поддержкой во всех странах ЕАЭС. Во-вторых, бюрократический механизм и горизонтальные связи между национальными органами пяти членов ЕАЭС развивались с течением времени, способствуя жизнеспособности данного образования.
"ЕАЭС остается четырехуровневой организацией с очень ограниченными действительно наднациональными компетенциями. В некоторых печально известных случаях решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) были отменены по российской апелляции. Следовательно, Россия - основной двигатель евразийской интеграции - не имеет последовательной, единой политики в отношении органов ЕАЭС, которую уважают все органы российского государства", - говорится в работе.
Как пишет Андрей Елисеев, в целом однозначное суждение о балансе достижений и неудач ЕАЭС было бы слишком упрощенным. На взгляд автора исследования, региональный интеграционный блок с сильным наднациональным регулятором, судом с обширными полномочиями и мощным законодательным органом никогда не может быть реалистичным результатом недемократических политических режимов, основавших ЕАЭС. «Тем не менее, нельзя утверждать, что фактические институциональные структуры ЕАЭС и его бюрократический аппарат не достигли прогресса в создании единого рынка», - отмечает Андрей Елисеев.
Какие выгоды?
Национальные случаи показывают, что каждая страна, кроме Казахстана, активно торговались с Россией по условиям их членства в ЕАЭС. В то время как энергетические сделки были первичными мотиваторами для Беларуси и Армении, Кыргызстан получил выгодные условия инвестиционного сотрудничества. В то же время членство в ЕАЭС позволило Армении и Кыргызстану продолжать извлекать выгоду из массовой трудовой миграции.
Как утверждается в исследовании, до настоящего времени выгоды от членства в ЕАЭС были наиболее выражены для Кыргызстана и наименее для Казахстана. Благодаря ЕАЭС, Кыргызстан получил улучшение условий для трудовых мигрантов и привлечения инвестиций, там также началось реформирование технического регламента, чего практически не существовало до вступления в союз.
Для Армении и Беларуси членство в ЕАЭС позволило сохранить выгоды от сотрудничества с Россией в сфере безопасности и обороны, а также для равного доступа своих товаров и работников на российский рынок.
В Армении произошел значительный рост экспорта в Россию, а Беларусь продолжает получать выгоды от сделок с нефтью, газом и от российских кредитов.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.