Как найти деньги на общественные инициативы?

12 августа 2019
Thinktanks.by
Общество

Успех любого предприятия, в данном случае общественных проектов, очень сильно зависит от финансирования. Как найти деньги и найти их законно.

Есть три пути или источника получения финансов для реализации общественной инициативы в Беларуси. Донорская или спонсорская помощь от общественных организаций, отечественных или иностранных фондов, более известная как гранты. Второй способ — пожертвования граждан и бизнеса. Также общественная организация может оказывать платные услуги.

Уйти в сторону пожертвований

На встрече с журналистами Минске о своем опыте поиска финансирования для общественной деятельности рассказали основатель проекта «Petitions.by — Удобный город» Владимир Ковалкин, руководитель фандрайзинговой платформы MolaMola.by Виола Якименко и общественный активист Антон Мотолько.

«Никогда внешнее финансирование не будет настолько успешным, чем когда свои же поддерживают своих же. Ты понимаешь, что за тобой стоят люди, и эти люди в тебя верят, они доверяют тебе свой продукт, бренд, имя, имидж, и ты несешь эту ответственность», - сказал Антон Мотолько.

Владимир Ковалкин отмечает, что «когда ты опираешься на свое общество, общество тебе даст обратную связь, то есть если ты что-то делаешь не так, то пожертвования уменьшатся, люди просто станут отписываться от твоих предложений».

По словам Владимир Ковалкина, на пожертвования живут некоммерческие организации во всем мире, «я часто видел это, когда был за границей и изучал их опыт, мне кажется, белорусским НГО нужно это перенимать: уходить в сторону пожертвований и думать, как можно коммерческими услугами зарабатывать деньги на некоммерческую деятельность».

Свой проект Petitions.by Владимир Ковалкин рассчитывает в недалеком будущем вывести на финансирование именно за счет пожертвований граждан.

На базе сервиса Petitions.by за время его существования было создано более 2 тысяч петиций, под которыми удалось собрать почти полмиллиона подписей. Каждый месяц на сайте создаются десятки новых коллективных обращений и регистрируются сотни людей. При этом из 300 тысяч пользователей пожертвование для проекта сделало всего две сотни человек, или около 0,066% от общего количества, сообщил руководитель Petitions.by. При этом, по его словам, для того, чтобы продолжать работать и развиваться, требуется как минимум оплачиваемый наемный труд модераторов и юристов, поскольку справляться силами волонтеров уже не представляется возможным – объем работы слишком большой. Кроме того, нужно оплачивать хостинг, домен, техподдержку и другие нужды. Сумма, необходимая для оплаты базовых нужд Petitions.by на текущий момент – 900 рублей в месяц. Petitions.by запустил сбор пожертвований в конце мая 2019 года и за период с 5 марта по 4 августа удалось собрать 3007 рублей. Пользователям Petitions.by было предложено два варианта поддержки – разовое пожертвование и ежемесячная подписка на определенную сумму. За прошедшее время 202 раза был сделан разовый взнос и оформлено 10 подписок. На текущий момент общая сумма регулярных пожертвований по подписке составляет 73 рубля в месяц. «Для проекта очень важно понимать финансовую перспективу, поэтому для нас пусть небольшая, но подписка важнее крупного разового пожертвования. Это связано с тем, что за счет собранных денег мы покрываем в основном текущие расходы на техподдержку, хостинг, домен, а также оплату услуг модераторов и юристов, которые помогают пользователям с текстами петиций и следят за тем, чтобы госорганы своевременно на них реагировали. Хотя, конечно, мы очень благодарны за любое пожертвование. Независимо от того, удастся собирать на нужды проекта необходимые 900 рублей в месяц или нет, сервис в любом случае останется бесплатным и будет продолжать работать на некоммерческой основе. Однако, финансовая поддержка пользователей Petitions.by позволит повысить финансовую устойчивость проекта», - сказал Владимир Ковалкин.

Несмотря на пока скромные результаты, все же, по мнению Владимира Ковалкина, можно говорить о том, что в Беларуси уже появилась культура пожертвований. «Сильный перелом произошел лет пять назад. Пусть это еще первые ростки, но потихонечку это все больше закрепляется в культуре: жертвовать, на что-то собирать деньги. Это уже воспринимается как норма», — сказал руководитель Petitions.by.

Люди готовы и хотят поддерживать проекты

В конце марта 2019 года команда краудфандинговой площадки Ulej запустила сервис MolaMola — фандрайзинговую платформу быстрого сбора средств для физических лиц. Это сервис, который помогает человеку быстро найти деньги для разных целей: от подарков и праздников до сложных жизненных обстоятельств. Финансирование таких кампаний — безвозмездное. За 4 месяца работы платформы было запущена 351 кампания, а собрано в общей сумме более 70 000 BYN. Количество зарегистрированных авторов на данный момент - 1263.

Идейным вдохновителем проекта стал известный городской активист Антон Мотолько. «Он к нам пришел и сказал, что в Беларуси нет инструмента, чтобы можно было быстро собрать деньги на что-то, что поддерживает сообщество, особенно на что-то экстренное. А «Улей» — это чуть больше продуктовая история, когда у авторов проекта есть идея и есть что дать взамен. Иногда сбор денег — это по сути предзаказ тех же книг. Но многим людям, приходившим к нам, нечего было предложить взамен, им просто нужна была помощь», - рассказала сотрудница «Улья» Виола Якименко. Она стала рукодителем MolaMola — новой платформы, которая создана исключительно для физических лиц для сбора средств на любые законные цели. Предполагалось, что такой продукт будет востребован в первую очередь именно у активистов, которые давно нуждались в инструменте, с помощью которого можно экстренно запустить удобный сбор средств. Часто этот процесс в Беларуси превращается в очень сложную схему, и это отталкивает потенциальных спонсоров. Появление инструмента, где «за 15 минут можно запустить и за 1 минуту поддержать любую кампанию, сделало этот процесс простым и удобным».

«Четыре месяца работы сервиса показали, что эта гипотеза оказалась обоснованной. Активисты и их инициативы, занимающиеся вопросами дислексии, защитой животных, урбанистические проекты, проекты для людей с инвалидностью и др. смогли найти финансирование для своих проектов через MolaMola. Например, кампания по сбору средств на туристический слет среди людей с инвалидностью смогла всего за 2 часа собрать необходимую сумму. Это пока что самая быстрая кампания на платформе. Но сервис оказался востребован и среди частных инициатив, таких как сбор средств на лечение конкретного человека. Самая большая сумма была собрана на лечение Ольги Дадиомовой, на данный момент - уже более 6.000 белорусский рублей», - рассказала Виола Якименко.

Платформа MolaMola.by не дает оценки целям и идеям кампании. Существует только 3 условия для запуска: автором кампании может стать только совершеннолетний пользователь; у автора кампании должна быть карточка любого белорусского банка; цели и идеи кампания не должны противоречить законодательству РБ.

Как запустить проект? Описать цель сбора средств и указать необходимую сумму; указать платежную карту, на которую будут осуществляться перечисления; получить ответ модератора о запуске кампании.

Средства, которые переводит спонсор проекта, сразу зачисляются на карт-счет автора кампании с вычетом комиссии платформы и банка-партнера — ОАО «Белгазпромбанк». Общая комиссия составляет 6% от каждого перевода, но не менее 1,1 BYN. Минимальный единоразовый платеж для спонсора проекта составляет 5 BYN, максимальный — 500 BYN. При этом ограничений по запрашиваемой сумме сбора для автора кампании нет.

Многие задаются вопросом о законности таких действий. «Это законно. С юридической точки зрения перечисление денег является дарением. Автор кампании по сбору средств и плательщик — физические лица. За безопасностью переводов надежно следит банк-партнер», - отметила Виола Якименко.

Некоммерческие организации придут к капитализации

По словам Владимира Ковалкина, если бизнес не хочет давать деньги на общественную организацию, а он, как показывает практика, пока действительно не очень хочет, то «вы можете заработать их сами, некоммерческие организации имеют полное право оказывать платные услуги и пускать доход на цели, обозначенные в уставе». «Так зарабатывают НКО во всем мире, придут к такой схеме и белорусские организации. За деньги услуги оказываются тем, кто способен платить, а вся выручка реинвестируется в деятельность НКО. Иными словами, доход от тех, кто может платить, идет на оказание услуг тем, кто платить не может», - сказал Владимир Ковалкин.

«Но такой доход нельзя потратить на себя, - предупреждает глава Petitions.by. - Теоретически мы могли бы заработать на услугах, потом раздуть штат и тратить заработанное и пожертвованное на себя и какие-то дорогие вещи. Но фактически этого никогда не произойдет, потому что мы отрубим сук, на котором сидим. Люди увидят, что происходит, и вот этот основной канал — сбор донейшенов — перекроется. Наша капитализация — это репутация и доверие людей, это для нас гораздо важнее денег, потому что нашу репутацию мы можем конвертировать в пожертвования, а вот наоборот никогда не получится. Как только мы теряем доверие — мы теряем возможность существовать».


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: