Дефицит молодых инженеров и избыток экономистов - миф

07 сентября 2019
В мире

Эксперты ВШЭ опровергли распространенное представление о нехватке на рынке труда молодых инженеров и избытке экономистов.

Шансы найти работу, сроки ее поисков, связь трудоустройства с образованием, размеры зарплат для обеих групп почти одинаковы. Вакансии инженеров могут пустовать, скорее, из-за их несоответствия притязаниям выпускников, сообщает IQ.

Специалисты в достатке

Дефицит молодых инженеров в России преувеличен, показало исследование Елены Варшавской и Елены Котырло. По данным Росстата (Федерального наблюдения трудоустройства выпускников 2016 года), дипломированных «технарей» подготовлено вполне достаточно.

В начале рыночных реформ, в первой половине 1990-х, доля начинающих инженеров среди всех выпускников вузов составляла 28%. За двадцать лет, к середине 2010-х, она сократилась лишь на 6 процентных пунктов — до 22%. И это на фоне сжатия спроса на инженеров в пореформенные годы — период массового закрытия промышленных предприятий.

По экономистам расклад такой: одна пятая от всего выпуска в 1991–1995 годах и треть — в 2011–2015 годах — на фоне резкого расширения сфер (финансы, торговля, сфера услуг и пр.), в которых они востребованы.

Показательна и другая статистика: численность молодых «технарей» существенно превышает когорту их старших коллег.

Профессионалов инженерно-технического профиля в возрасте 25–34 лет в полтора раза больше, чем в возрасте 55–64 лет.

Если на макроэкономическом уровне дефицита инженеров нет, то, по-видимому, вопрос — в качестве рабочих мест.

Невыгодные места

Вакансии часто не соответствуют ожиданиям молодых дипломированных инженеров — по зарплатам и должностям. Исследования показывают, что студенты инженерно-технического профиля ожидают получить наиболее высокую отдачу от образования — в виде зарплаты, позиции и пр. Тем самым поиски работы могут затягиваться. Создается впечатление дефицита молодых специалистов.

При этом многие вынуждены соглашаться на позиции, предполагающие более низкий уровень образования. Цифры нисходящей квалификационной мобильности впечатляют.

Почти каждый пятый (18,6%) дипломированный инженер трудится как рабочий. Эта цифра втрое больше по сравнению с экономистами (6,2%).

Оговоримся: в ряде случаев работа инженеров в качестве «синих воротничков» может означать, что современные технологии требуют высокого уровня профессионального образования — при формально низкой позиции. Но от этого не легче: такие условия не слишком привлекательны для выпускников. Вакансии не закрываются.

Впрочем, ощущение дефицита инженеров может возникать и по другим причинам. Вакансии могут долго пустовать из-за разрыва компетенций выпускников и требований современного производства.

Уровни нехватки

С «декларируемым дефицитом» инженеров сталкиваются и другие страны. «В США и Великобритании первые утверждения о недостаточной численности STEM-специалистов (Science, Technology, Engineering, and Mathematics) прозвучали еще в начале 1950-х годов, и эта точка зрения до сих пор является весьма распространенной среди политиков и работодателей», — пишут исследователи.

Поделиться: