К чему приведет «большой обмен» Зеленского и Путина

08 сентября 2019
Александр Гуринчук, "Фокус"
В мире

Украина ликует: большой обмен между Украиной и Россией состоялся! 7 сентября, в субботу, в Украину вернулись 24 захваченных в Керченском проливе моряка и 11 политзаключенных.

среди которых Олег Сенцов, Владимир Балух, Александр Кольченко, Роман Сущенко, Николай Карпюк, Станислав Клых. Взамен из Украины в Россию вылетел самолет с 35 «пассажирами» на борту. Среди них: боевик «ДНР», один из главных свидетелей по делу крушения авиалайнера МН-17 Владимир Цемах (признался, что прятал «Бук», с которого был сбит самолет), экс- руководитель отделения российского госинформагентства «РИА Новости Украина» Кирилл Вышинский, несколько агентов ФСБ и завербованные российскими спецслужбами граждане Украины, которые готовили антиукраинские митинги в Одессе.

А пока родственники и друзья освобожденных «узников Кремля» не нарадуются своему счастью, политики и эксперты спорят, какую цену Украина заплатит за столь масштабный и весомый обмен. Сейчас звучат две основных конспирологических версии: обмен пленными – это первый серьезный шаг к прекращению военных действий на Донбассе; Путин переиграл Зеленского. Фокус изучил позиции сторонников «зрады» и «победы» в вопросе обмена пленными.

Маленький, но важный шаг к большому миру

Президент Владимир Зеленский, первым встречавший в аэропорту Борисполь освобожденных украинских моряков и политических заключенных, заявил, что «возвращение наших парней – это очень радостный момент для нас… мы должны быть довольны». Более того, глава государства анонсировал реализацию хрупкой надежды на скорейший мир на Донбассе. «Произошел телефонный разговор с Путиным. Мы договорились о первом этапе разблокирования нашего диалога, остановки войны, возвращения наших территорий. Мы договорились создать рабочие группы. Мы договорились на протяжении месяца работать мощно и вернуть наших пленных домой. Считаю, что первый этап выполнен», – заявил Зеленский. – Далее подойдем к вопросу возвращения всех наших пленных и продолжим уже в минском процессе разведение войск двумя этапами: вначале Золотое, Петровское, а затем прекращение огня по всей территории и прекращение войны. После этого будет самый сложный этап, мы вернем не только людей, но и территории».

Большинство опрошенных Фокусом политических экспертов называют возвращение домой украинских моряков и политзаключенных победой президента Владимира Зеленского, которая не только позитивно отразится на его и без того высоком рейтинге, но и даст новый импульс мирным переговорам по Донбассу. «Состоявшийся обмен пленными можно расценивать как аванс российской власти Зеленскому. Но сколько здесь аванса, а сколько расчета – покажет время. Я не удивлюсь, если в ближайшее время разморозится минский переговорный формат, выйдет на какую-то новую линию политического компромисса или появится дата заявленной встречи «нормандской четверки», итогом которой станет подписание нового мирного документа. И Украина таки вернет людей и земли», – рассуждает Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики. По его словам, если анализировать обменные списки, от такого обмена в краткосрочной перспективе выиграла Украина. В Россию вернулись «не настолько важные и раскрученные персоны», нежели в Украину. «Россия смотрит дальше. И этот обмен является частью какого-то глобального политического плана по мирному урегулированию на Донбассе», – говорит Бортник. В экспертной среде не исключают варианта, что «нормандская четверка» по «украинскому вопросу» может встретиться уже через неделю-две в Париже.

Близкие к пятому президенту Украины Петру Порошенко политологи считают, что в вопросе обмена пленными Владимир Путин переиграл Владимира Зеленского. Сетуют на формулу обмена, уж слишком он неравным получился. «Путин еще раз подтвердил тезис о том, что московиты – шикарные дипломаты. Взули наших всухую. Выменять реальных российских террористов и диверсантов на наших обычных моряков и людей, за которым нет никакой реальной вины», – раскритиковал на своей страничке в Facebook формулу обмена политолог Александр Палий.

Военные отмечают, что априори нет правильной или неправильной формулы обмена пленными. Все зависит от договоренностей сторон. «Нет и не может быть какой-то определенной формулы обмена пленными, – говорит в комментарии Фокусу Олег Жданов, работник оперативного управления Генштаба с 2003 по 2006 год. – Ведутся переговоры между сторонами. Каждая озвучивает, что и кого она хочет получить. Иногда можно за одного солдата пойти на обмен сотни, тысячи человек. Все очень индивидуально». Также эксперт акцентировал внимание, что 7 сентября между Украиной и Россией произошел не обмен пленными, а обмен осужденными и задержанными. «Юридические формулировки влекут за собой последствия. У нас не закреплено, что на Донбассе – война, а это означает, что нет пленных. Даже события в Керченском проливе у нас без юридического статуса. Хотя по международным нормам это был вооруженный инцидент», – говорит Жданов и обращает внимание, что жажда «быстрого пиара» командой Зе создает опасный прецедент с освобождением, в частности, моряков. «Моряков должны были со дня на день освободить по решению Трибунала ООН. Если бы этого не произошло, начались бы аресты российских суден за рубежом. Но вместо того, чтобы просто выполнить решение, Россия обменяла моряков. Украина согласилась на такой обмен, то есть, получается, наплевала на решение Трибунала, вышла из его юрисдикции. Это опасный прецедент, так как появляется риск, что в международных судах многие украинские иски против России могут игнорироваться», – рассуждает Жданов.

Апеллирование к выполнению решения Международного суда в отношении украинских моряков политолог Руслан Бортник назвал «тезисом для тупых». «Во-первых, Россия не признавала решение Международного суда. Во-вторых, этот суд не имеет инструментов выполнения своих решений. Поэтому по данному судебному решению мы могли бы еще очень долго ждать моряков», – считает Бортник.

Молчаливое одобрение Запада

Из уст критиков президента Зеленского звучит месседж и о том, что он, включив в обменные списки Владимира Цемаха, пошатнул международную коалицию в поддержку Украины. Озвучиваются опасения, что Нидерланды, которые просили не выдавать Цемаха, будут как минимум занимать не столь жесткую позицию в вопросе антироссийских санкций ЕС. «Ситуация по Цемаху очень непростая. Неделю обмен был заблокирован именно по Цемаху. Насколько мне известно, были консультации с западными партнерами, дополнительные допросы. В итоге пришли к выводу, что его ценность не настолько высока, чтобы срывать обмен, – сказал в комментарии Фокусу глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, добавив: – Поэтому выдача Цемаха точно не развалит международную коалицию в поддержку Украины».

И действительно, президент Владимир Зеленский уточнил, что перед обменом Цемаха в Украину прилетели нидерландские следователи и провели необходимые следственные действия. «Разговоры об обиде Запада – это сознательная манипуляция. На самом деле президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель принимали прямое участие в подготовке этого обмена. Они существенно ему способствовали. Если бы они были против, то в течение недели мы бы услышали от них какое-то заявление. Но ни от Франции, ни от Германии, ни от США заявлений не было», – резюмирует Фесенко. Поэтому еще слишком рано кричать «зрада». Но самое время действительно порадоваться, что ребята, незаконно удерживаемые в РФ – кто год, а кто и пять лет, сегодня наконец-то смогут выспаться в родном доме.

Будет ли способствовать состоявшийся большой обмен приближению мира на Донбассе, и какой ценой, узнаем в самое ближайшее время. Свой мирный план Владимир Зеленский еще не озвучивал. Бережет его как зеницу ока, считая, что любая утечка информации негативно скажется на возможных предстоящих договоренностях. В тоже время, «слуги народа» уверяют, что «сдавать интересы страны и ее граждан» не собираются. Оппоненты Зе предсказывают, что он приблизит мир на востоке страны по сценарию, от которого все пять лет открещивался пятый президент Украины Петр Порошенко, - путем предоставления Донбассу особого статуса и амнистии боевиков.

Александр Гуринчук, "Фокус"


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: