35 рекомендаций немецкого бизнеса белорусскому правительству

02 октября 2019
Thinktanks.by
Экономика

Немецкой экономической группой в Беларуси и рядом других организаций подготовлен ряд рекомендаций, направленных на улучшение бизнес-климата в нашей стране.

 Немецкой экономической группой в Беларуси и основными объединениями, представляющими бизнес Германии в Беларуси: Немецко-белорусским экономическим клубом, Представительством немецкой экономики в Республике Беларусь и Восточным комитетом германской экономики подготовлено совместное исследование "Улучшение бизнес-климата – стимулирование частных инвестиций: Предложения немецких компаний, ведущих бизнес в Беларуси". В нем собран ряд рекомендаций действующих в стране немецких компаний, направленных на улучшение деловой среды и привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). 

Цель и методы

Основной целью исследования стала разработка предложений по проведению реформ, в которых заинтересованы сами компании и которые относительно просты в реализации. В отличие от многих других исследований, в центре внимания данного было не определение наиболее важных реформ для Беларуси. Исследователи ставили задачу очертить более мелкие, поступательные реформы, которые просты в реализации и приведут к заметным улучшениям для бизнеса в Беларуси и результатом которых станут более активные деятельность и инвестиции со стороны уже действующих и новых инвесторов.

"Наш подход имеет неизбежное ограничение в том смысле, что представленные рекомендации отражают потребности уже действующих компаний и, в частности, результаты опроса компаний, которые являются членами и (или) входят в структуру трех немецких и связанных с Германией бизнес-объединений, Немецко-белорусского экономического клуба, Восточного комитета германской экономики и Представительства немецкой экономики в Республике Беларусь. Однако, поскольку некоторые из этих компаний белорусские, имеющие деловой интерес в Германии, данное исследование отражает интересы не только иностранных компаний", - говорится в работе.

В исследования включены предложения в юридической сфере, начиная с предложений, касающихся юридической и судебной систем, в частности, наложения штрафов и прозрачности судебных решений, рекомендации в области законодательства о труде и иммиграции, о регулировании деятельности компаний (о регулировании разрешенных видов деятельности/структуры компаний и регулировании взаимоотношений между компаниями), предложения о регулировании инвестиций и законе об инвестициях, в области торговли, а также в области налоговой системы и некоторые другие. Всего собрано 35 рекомендаций. 

Бюрократия

Как отмечают исследователи, возможо, самой проблематичной чертой деловой среды в Беларуси является тот факт, что компании не знают своих законных и конституционных прав в отношениях подчинения с государством и часто не могут реализовывать такие права перед лицом государства. Причиной, помимо прочих, является наличие различных процедур. Почти каждый государственный орган имеет свою структуру административных процедур – например, для выдачи разрешений или на случай интервенций. Как следствие, у большинства государственных органов существуют свои правила выполнения процедур, находящихся в их компетенции, а минимальные стандарты выполнения процедур отсутствуют. Это приводит к ситуации, когда общая картина существующих процедур сильно фрагментирована, что ведет к неопределенности и высоким рискам несоблюдения правовых требований компаниями в их взаимоотношениях с государством.

В этой связи представители немецкого бизнеса  рекомендуют разработку и принятие кодекса работы государственных органов, который будет четко определять минимальные стандарты для выполнения процедур (например, обязательное слушание вовлеченных сторон, правила, касающиеся заинтересованных лиц, участвующих в процедурах, права на получение информации из документов, относящихся к делу и т.д.), а также унификацию процедур обжалования в отношениях подчинения в случае жалоб от компаний и физических лиц в отношении государства, с учетом таких передовых международных практик, как недавнее создание юридического органа в Казахстане Германским фондом международного правового сотрудничества. Дополнительно может быть принят Кодекс административных судебных процедур и создан отдельный орган. Это приведет к значительному улучшению правовой среды для компаний и улучшит инвестиционный и деловой климат в одной из наиболее важных сфер, где сейчас имеются недостатки. 

База судебных решений

Как говорится в исследовании, в Беларуси отсутствует база данных судебных решений, за исключением ограниченной базы данных решений Верховного суда. Поэтом компании часто не могут или могут с трудом получить информацию о вопросах, связанных с трактовкой и применением юридических норм судами. Это усиливает неопределенность в правовой сфере и затрудняет процесс принятия решений компаниями, а также может приводить к ошибкам и непреднамеренному нарушению юридических норм и их трактовок, используемых судами.

В этой сязи исследователи  рекомендуют создание электронной базы данных всех судебных решений, с функцией поиска, доступ в которую осуществлялся бы без затруднений. База должна включать в себя все судебные решения с полной аргументацией судей и должна быть анонимной в целях защиты частной информации вовлеченных сторон. 

Переработка Трудового кодекса

В исследовании содержится предложение о реализации масштабной меры – безотлагательной комплексной переработке трудового кодекса, сохранившегося с советских времен, который не отвечает интересам ни компаний, ни сотрудников, а также три предложения, касающиеся процедур иммиграции и вопросов трудоустройства для иностранцев – темы, особенно важной для иностранных компаний и компаний, финансируемых с помощью ПИИ. Наем управленцев и ключевых сотрудников из-за рубежа может способствовать наращиванию производительности как компаний, так, в более долгосрочной перспективе, и всей страны. 

Налоги

Бизнесмены также считают, что в Беларуси необходимо отменить отсрочку возмещения НДС при ввозе товаров. Ведь отсрочка возмещения НДС импортерам затрагивает многие компании, оказывает давление на их ликвидность, несмотря на то что Беларусь не сталкивается с серьезными проблемами по принудительной уплате НДС, которые бы потребовали таких жестких мер.

Аналогичным образом смягчение процедуры замораживания счетов в случае споров по поводу недоплаченных налогов позволило бы Беларуси в большей степени соответствовать международным стандартам взаимоотношений между компаниями и государством.

По мнению представителей немецкого бизнеса, следует принимать инвойсы для таможенной очистки товаров, что «ускорит таможенные процедуры и устранит общеизвестные препятствия в торговле».

Рекомендуется снизить количество случаев блокировки счетов во время налоговых споров и отменить «налогообложение нереализованной прибыли от курсовых разниц». «Упрощение налогообложения нереализованной прибыли позволит сохранить в среднесрочной перспективе налоговые доходы неизменными, упростит налоговые декларации и сделает кассовые потоки более предсказуемыми», — полагают исследователи.

В работе содержится и ряд других рекомендаций.

Исследователи отмечают, что немецкие компании – одни из наиболее активных иностранных инвесторов в Беларуси, зачастую нацеленные на долгосрочное сотрудничество. Поэтом у даенном исследовании собраны их мнения по поводу улучшения делового климата, обозначены конкретные предложения по стимулированию частных инвестиций. 

Поделиться: