В России потеряли интерес к краудфандингу

20 ноября 2019
В мире

Центробанк России зафиксировал резкое падение интереса россиян к краудфандингу - привлечению средств от нескольких инвесторов через специальные платформы.

За девять месяцев 2019 года объем этого рынка рухнул почти на 42%, следует из данных Банка России, представленных на прошлой неделе на закрытой рабочей группе с участниками рынка.

Суммарный объем заключенных сделок по всем сегментам рынка краудфинансирования составил 5,2 млрд российских рублей, приводит данные регулятора РБК. За аналогичный период 2017 года он достигал 7,7 млрд рублей, в 2018-м за этот период - 8,9 млрд рублей. В прошлом году оценка могла быть и больше - 11,4 млрд рублей - за счет "недобросовестного игрока, ушедшего с рынка по итогам года", указал на встрече ЦБ, не раскрывая название этой компании.

ЦБ выделяет четыре сегмента краудфинансирования: p2p-кредитование (инвестор и заемщик - физлица), p2b-кредитование (инвестор - физлицо, заемщик - юрлицо), b2b-кредитование (инвестор и заемщик - юрлица) и rewards-краудфандинг (средства привлекаются на цели или проекты за нефинансовое вознаграждение). Наибольшее падение объема привлеченных средств произошло за девять месяцев 2019 года в b2b-кредитовании - на 80,5%, до 860 млн рублей, причем тренд на снижение наблюдается уже не первый год (в 2017 году объем этого сегмента составлял 6,3 млрд рублей).

Объем рынка p2p-кредитования сократился на 70%, до 80,6 млн рублей, однако крупнейший сегмент краудфандинга - p2b-кредитование - наоборот, вырос с 4 млрд рублей за девять месяцев 2018 года (без учета недобросовестного игрока) до 4,1 млрд рублей. в 2019 году. Незначительно вырос и сегмент Rewards, еще в прошлом году показывавший отрицательную динамику (со 129 млн до 132 млн рублей).

Поделиться: