Белорусско-российские отношения: новая пробуксовка

Судя по проекту бюджета, правительство Беларуси не слишком верит в успех переговоров по перетаможке российской нефти и по компенсациям за российский налоговый маневр до конца года.

Скорее всего, по этому направлению переговоры продолжатся в русле уточнения соответствующих дорожных карт в первой половине 2020 года.

Таков один из прогнозов по поводу ближайших перспектив белорусско-российских отношений, сделанных в очередном выпуске «Минского барометра» экспертами Совета по международным отношениям «Минский диалог».

Как отмечается в преамбуле барометра, некоторая разрядка, случившаяся в предшествующий период, в течение сентября-октября не привела к компромиссам ни по одному из значимых направлений.

Союзное строительство

«Комментарии руководств Беларуси и России по двусторонней повестке создают впечатление, что обе стороны считают подходы контрагента к интеграции несправедливыми, ущемляющими их интересы. Так, Беларусь считает, что Россия предлагает Беларуси ограничить свою свободу в экономической политике за вещи, которые уже должны быть реализованы по прежним договоренностям, но не выполнены до сих пор. В свою очередь Россия считает ценность экономического сотрудничества с ней настолько высокой, что вовсе не видит вклада и жертв Беларуси для его поддержания, а выгоды, которые Беларусь извлекает из этого сотрудничества, считает своими субсидиями», - отмечают эксперты «Минского диалога».

Они напомнили, что в июле-августе рабочие группы по совершенствованию Союзного договора отказались от амбиций изменения Союзного договора и создания наднациональных органов на данном этапе. Стороны сосредоточились на попытках продвинуться в интеграции по конкретным трем десяткам направлений, работая над «дорожными картами» интеграции налоговой, таможенной, цифровой, промышленной и т. д. политик.  Однако когда эти «дорожные карты» будут готовы к подписанию – пока не ясно.

Нефтегазовая игла

Поскольку, как сказал министр экономического развития М. Орешкин, вопросы нефти и газа также введены в дорожные карты, разработка и тем более реализация которых займет годы, очевидно, что об условиях сотрудничества в нефтегазовой сфере по меньшей мере на ближайшие 2 года придется договариваться за рамками союзного строительства, отмечают эксперты «Минского диалога».  Они полагают, что, по сути, Беларусь и Россия в этих вопросах вернулись на позиции, с которых началась конфронтация.  Напомним, что в конце ноября - начале декабря 2018 г. А. Лукашенко из-за того, что вопросы поставок газа и нефти с 2020 г. не решались в желаемом для Беларуси ключе, предпринял в отношении российского руководства ряд демаршей, включая выдвижение претензий Путину на саммите ЕАЭС. В ответ Россия выдвинула т.н. «ультиматум Медведева», поставив в зависимость благоприятные условия по нефти и газу от «глубины интеграции». Все 10 месяцев, прошедшие с этого момента, стороны пытались определить комфортную «глубину интеграции», остановив переговоры по нефти и газу.

«В итоге, вопросы нефти и газа придется решать исходя из сложившейся диспозиции в этой сфере и без учета интеграционной динамики – взаимные ультиматумы никак на эту диспозицию не повлияли. Однако, за это время несколько уточнился контекст переговоров. Во-первых, стало очевидно, что к началу 2020 года Северный поток-2 не заработает, что означает, что России придется договариваться о транзите с Украиной с более слабых позиций, чем она рассчитывала. Косвенно этот фактор влияет и на перспективы белорусского контракта. Во-вторых, случилась авария на нефтепроводе «Дружба», что с одной стороны скомпрометировало Россию как поставщика нефти, с другой - оживило коммуникацию Беларуси с другими странами поставщиками и транзитерами нефти и газа, включая Польшу, США и Казахстан. Эти факторы несколько усиливают белорусскую переговорную позицию. Но переориентация экспорта российских газа и нефти в АТР и, соответственно, снижение заинтересованности в европейском рынке, напротив, ослабляет её», - убеждены политологи.

Другие проблемы

Они также обращают внимание на проблемные моменты белорусско-российских отношений в других сферах.  Так за 8 месяцев оборот торговли товарами не достиг уровня прошлого года, т. е. торговля с Россией продолжает стагнацию. Причем Россия продала Беларуси товаров на 2% больше чем за 8 месяцев 2018 года, а Беларусь в Россию – на 3,8% меньше, чем в прошлом году.

В «Минском барометре» также констатируется, что гражданское общество Беларуси высказывает тревогу из-за нехватки информации по состоянию интеграционное процесса, создавая петиции, отправляя запросы в госорганы о содержании переговоров Беларуси и России. Медиа подхватывают любые домыслы и фейки российских телеграмм-каналов негативного характера о белорусско-российских отношениях, при этом белорусские государственные СМИ не только не действует на упреждение, но и вовсе игнорируют нарастающий негативный фон вокруг интеграции.

Прогноз

Эксперты полагают, что Беларусь и Россия, скорее всего, договорятся и сумеют подписать «дорожные карты» – хотя необязательно именно к 8 декабря, но «пакетно», вместе с соглашениями по газу и нефти на ближайший год. Содержание «карт» на этом этапе будет определять рамочные подходы к гармонизации экономических политик, носить декларативный и символический характер. Однако, нельзя исключать и конфликта по поводу подписания дорожных карт и определения условий сотрудничества в нефтегазовой сфере из-за болезненности этих сфер и общей неопределенности с энергопоставками в регионе. Тем не менее, конфликт если и случится, то скорее всего будет непродолжительным.

Вероятным представляется сохранение, а не снижение – как добивается белорусская сторона – нынешнего уровня цен на российский газ для Беларуси еще на год-два. Договариваться по этим вопросам на более длинный срок не мотивирована ни одна из сторон. Россия будет лучше понимать свое место на рынке энергоресурсов ЕС и роль Беларуси в их доставке после 2021-2022 гг., когда, вероятно, заработает Северный поток-2, будут отчасти реализованы планы по закупкам газа СПГ Польшей, заработают проекты поставок трубопроводного газа и нефти в Китай.

 «У Беларуси за два года есть высокие шансы сократить энергоемкость экономики и, соответственно, потребность в российских энергоресурсах, а также поэкспериментировать с альтернативами. Судя по проекту бюджета, правительство не слишком верит в успех переговоров по перетаможке российской нефти и по компенсациям за российский налоговый маневр до конца года. Скорее всего, по этому направлению переговоры продолжатся в русле уточнения соответствующих дорожных карт в первой половине 2020 года», - полагают авторы «Минского барометра».

Поделиться: