Участие в бюджетной политике — потребность есть, знаний не хватает

16 декабря 2019
Thinktanks.by
BIPART / SYMPA

Эксперты SYMPA/BIPART изучили потребность гражданского общества участвовать в бюджетной политике.

Как сообщила в своем выступлении эксперт «Кошт урада» Жанна Кулакова на конференции «Новые решения в государственном управлении: государственная служба, гражданское участие, цифровая трансформация», организованной SYMPA/BIPART, в недавно проведенной фокус-группе эксперты опросили представителей организаций гражданского общества (ОГО), «как они это видят, как хотели бы влиять на бюджетный процесс, на текущую ситуацию с вовлечением граждан в бюджетную политику». «Ведь именно организации гражданского общества могут стать тем локомотивом, который изменит ситуацию с участием ГО в бюджетной политике», - сказала Жанна Кулакова.

Низкий уровень

«К сожалению, осведомленность о бюджетной политике — очень низкая, причем не только среди граждан, но и среди ОГО. На всю страну есть только несколько организаций гражданского общества, которые в силу специфики своей деятельности осведомлены о бюджете больше других», - сообщила Жанна Кулакова.

Пути решения проблемы от ОГО

1. Рассказывать о бюджете проще и понятнее.

2. Учить бюджетной грамотности в рамках школьного образования. Если на массовом уровне с раннего возраста не учить азам и общему пониманию бюджета и его работы, то знание так и останется уделом узкого круга.

3. Люди должны видеть, сколько налогов они платят и понимать, что бюджет формируется за их счет. «На самом деле, до сих пор это понимают не все. Можно услышать до сих пор про бесплатную медицину, образование и так далее», - заметила исследовательница.

Все недовольны

Удовлетворенность текущей бюджетной политикой низкая, однако часто это недовольство сложно аргументировать. Для того чтобы ОГО могли увидеть перекосы в бюджетном финансировании, нужен качественный анализ, а детальных данных для такого анализа часто не хватает. Поэтому на текущем этапе рассуждения об эффективности бюджетной политики часто могут сводиться лишь к субъективному «нравится-не нравится».

Как обстоят дела с участие общественности в бюджетной политике?

Примеры участия ОГО в обсуждении бюджетных вопросов есть, но их мало. ОГО ограничены в возможностях влиять на бюджетную политику в том числе из-за недостатка данных – предложения должны быть аргументированным и обоснованными.

Нет полноценного механизма для участия граждан. Из-за этого попытки участия изначально бывают построены неправильно.

Попытки граждан влиять на бюджетную политику часто заканчиваются неудачей из-за низкой бюджетной грамотности населения.

Большинство удачных примеров влияния граждан на бюджетную политику сопровождалось резонансом, конфликтом, освещением в СМИ и пр.

Проблема «бедности» бюджета тоже ограничивает возможности участия общественности.

КГК блокирует инициативы, связанные с участием общественности в бюджетной политике.

Потребность и готовность ОГО участвовать в бюджетной политике

Организации ГО хотят принимать участие в заседаниях с руководством города и вместе обсуждать основные направления расходования средств.

ОГО готовы собирать и передавать государству информацию о потребностях своих целевых групп и могут быть очень полезны для приоритезации бюджетных расходов.

ОГО пока не готовы к комплексному участию в бюджетной политике, но готовы для этого учиться.

Организации понимают, что должны громче и настойчивее заявлять о своей готовности включаться в бюджетную политику, но не знают, как это сделать.

ОГО не выразили желания принимать участие в формировании доходной части бюджета.

Как вовлечь общественность в бюджетную политику?

По мнению исследователей, следует использовать онлайн-опросы для выявления проектов, которые нужно профинансировать в первую очередь.

В целом использовать преимущественно онлайн-формат, т.к. собрать конструктивные предложения проще из онлайн-обсуждений, чем из личных встреч.

По глобальным вопросам, связанным с бюджетной политикой, можно проводить референдумы.

Двигателями прогресса могут стать индивидуальные предприниматели и представители бизнеса, которые платят налоги и взносы сами и имеют более глубокое понимание того, как формируется бюджет.

Бюджет гражданского участия – инструмент, который может обеспечить вовлечение общественности в бюджетный процесс в условиях высокой централизации госфинансов и низкой бюджетной грамотности населения.

Бюджет гражданского участия

Сейчас на государственном уровне вопрос бюджета гражданского участия звучит чрезвычайно редко, подчеркнула координатор исследований SYMPA/BIPART Светлана Кулеш. В рамках исследования были проведены интервью со всеми возможными участниками имплементации бюджета гражданского участия: сотрудниками органов государственного управления, самоуправления, организациями гражданского общества.

В целом к бюджетам гражданского участия у опрошенных позитивное отношение, но есть проблема дефицита местных бюджетов — они почти все дотационны.

Основные проблемы, которые можно решать с помощью бюджетов гражданского участия, назывались благоустройство, культура, инфраструктура.

Участники опроса готовы к внедрению инструмента, правда, представители государственных органов управления только после отмашки вышестоящих.

ОГО и чиновники по-разному видят распределение функций при реализации бюджетов участия. Чиновники выступают за контроль на всех стадиях и оставляют статус инициаторов проектов себе.

Поделиться: