Почему госслужба теряет привлекательность?

18 декабря 2019
Thinktanks.by
BIPART / SYMPA

Идти в чиновники, чтобы помогать обществу, а потом попасть в непрозрачное заполитизированное пространство.

Эксперты белорусского института реформы и трансформации публичного администрирования BIPART изучили тенденции развития белорусской госслужбы, в том числе проблему текучести кадров

Политизация

Согласно предварительным результатам исследования, одна из главных причин снижения эффективности и утечки кадров — политизация государственной службы. «Госслужба не свободна от влияния основного публичного политика страны. У нас госслужащий ничем и никем не защищен, ну вот, заставляют выборы фальсифицировать, например — куда чиновник пойдет? В суд? В профсоюз? Система полностью зависит от колебаний главной линии. В мировых тенденциях — независимость, есть работа, зависимая от плана, от целей, но нет зависимости от прихотей первых лиц», - отметила в комментарии Thinktanks.by директор SYMPA/BIPART Наталья Рябова.

В идеале государственная служба должна быть политически нейтральной, относительно автономной и структурированной. «Можно использовать для деполитизации опыт других стран, того же Казахстана. В этой стране введена должность старшего госслужащего которого не увольняют со сменой министра, у нас же с приходом нового руководителя — меняется все. Должна быть институциональная преемственность ведомства, - отмечает Наталья Рябова. - Институциональная память — вещь серьезная. Приходит новый человек, его худо-бедно воспитывают, образовывают, он узнает работу системы, растет до состоянии качественного выполнения своей работы — и уходит. Это нормально до определенного момента, но когда количество людей, которых вот так приходится постоянно готовить и переобучать, вырастет значительно — сама система несет ущерб».

Мотивация

Может показаться странным, но одной из главных причин выбора госслужбы, которую указывают респонденты, является «желание служить обществу». «Да, как ни удивительно, но многие молодые чиновники действительно идут улучшать существующий порядок дел в обществе. Другой вопрос, как они это понимают, многие чиновники ведь искренне верят, что их действия, пусть и непопулярные, приносят пользу и работают на развитие страны», - сказала Наталья Рябова. Как бы то ни было, большая часть опрошенных «так или иначе говорит о своей мотивации к общественному служению».

Непредсказуемость

Приглашенный эксперт BIPART Инна Ромашевская отмечает, что в государственных органах уже нет неких правил игры или правил продвижения по карьерной лестнице, а это неблагоприятно сказывается на мотивации.

«Придя на государственную службу, ты не знаешь, не можешь предполагать, когда тебе, условно говоря, «что -то светит», нет понимания, что придет тебе через 3 года или 5 лет в случае, если ты выполняешь свои обязанности как должно, повышаешь квалификацию и т. д. Все хаотично и зависит от человеческого фактора. Часто и наоборот — человек не ожидает, а его куда-то там повышают и т. д.», - добавляет Наталья Рябова.

Помимо непрозрачности правил, причиной об уходе с госслужбы становится зарплата, переработка (overtime) и различные ограничения на проведение свободного времени — ненормированное рабочее время принимается как данность, пока за него не начинают платить меньше или не меняются жизненные приоритеты. При этом работа на государственной службе вырабатывает стрессоустойчивость и привычку к рутинной работе.

Поделиться: