Как мигранты из стран СНГ поддерживают друг друга в социальных сетях

22 декабря 2019
Ольга Соболевская, IQ
В мире

В России мигрантам из стран СНГ часто не хватает информации и контактов для легализации, трудоустройства и аренды жилья.

Помощь предлагают русскоязычные сетевые сообщества для выходцев из бывших советских республик, построенные на солидарности и интернационализме. Но риски обмана в мигрантских группах тоже немалые. Под видом рядовых пользователей в них участвуют рекрутеры, вовлекающие иностранцев в теневой бизнес. Социолог изучил действие русскоязычных мигрантских групп.

Помощь и/или нажива

Трудовые мигранты в чужой стране нередко лишены любых связей — и с родиной, и с принимающим сообществом. Дефицит социального капитала — знакомств и контактов — оказывается тем фундаментом, на котором строятся многие мигрантские группы в соцсетях.

Мигрантские — не значит обязательно для иностранцев и ради их блага. Это определение может быть просто «феноменом» позиционирования. Ряд сообществ фактически наживаются на мигрантах. Именно поэтому социолог Дмитрий Тимошкин предлагает разделять экономические практики «для мигрантов» и экономические практики «на мигрантах».

Он проанализировал 40 русскоязычных мигрантских групп соцсети «ВКонтакте». Выяснилось, что часть из них успешно помогает иностранцам социализироваться в России. А часть делает деньги на нехватке информации у мигрантов, монетизируя любые услуги. 

Но больше распространены комбинации двух подходов: с безвозмездной помощью соседствует платная (например, юридическое сопровождение). А стоит ли доверять консультантам — мигранты советуются с более опытными «собратьями». В надежных сетевых сообществах всегда есть обратная связь: советы, обмен опытом и контактами.

По словам исследователя, в соцсетях формируется или дублируется существующая офлайн специфическая «мигрантская» экономика — то есть те практики, которые ориентированы на обслуживание миграционных потоков (от легализации мигрантов до трудоустройства, аренды жилья и пр.)

Эта онлайн-экономика в сообществах во многом основана на принципах землячества (сплачивает выходцев из одной страны или региона), солидарности (взаимопонимания и помощи в общих для всех проблемах) и интернационализма. В группах состоят уроженцы разных республик бывшего СССР, которых, по-видимому, объединяют не только постсоветское пространство и русский язык, но и общие трудности и надежды. Люди делятся опытом, как общаться с миграционными чиновниками, найти жилье, трудоустроиться. Но нередко пользователи продвигают товары и разнообразные услуги: от юридических до медицинских.

Среди крупных «проверенных» групп, например, — «Вестник мигранта — справочник для иностранцев» (позиционирует себя как «частная инициатива по просвещению иностранцев»), «ФМС — помощь и советы мигрантам» («общественная группа») и пр.

Проекты для иностранцев и на иностранцах

В разряд «экономики для мигрантов» входят группы, основанные на работе горизонтальных связей, по принципу «равный — равному». Люди дают друг другу советы, ориентируют и пр. Большинство запросов о помощи получают отклик. Основной контент создают пользователи. Но и администраторы вступают в диалог — помогают советом или контактом.

«Земляки, привет! Куда можно оставить чемоданы на несколько дней в Москве? Два чемодана», — пишет пользователь. И получает ответ от совершенно незнакомого человека: «Если в содержимом нет ничего противозаконного, до конца месяца можете оставить у меня. Размеры чемоданов?»

Прибыль в таких сообществах возможна, но все же вторична. Ряд групп, подчеркивая свой некоммерческий характер, декларируют отказ от распространения платных услуг. Другие относятся к рекламе товаров и сервисов лояльно. 

В них можно прочитать, например, такое сообщение: «Предлагаю вашему вниманию конью колбасу “казы”. Сделана в домашних условиях и действительно от души, строго натуральное мясо и жир коня». Пользователи зазывают в свои заведения, объявляют об акциях.

«Экономика на мигрантах» — это во многом бизнес, основанный на неосведомленности иностранцев. На них делают деньги разного рода пирамиды, посредники, предлагающие свои услуги, и администраторы сообществ.

Если в группах первого типа мигранта подробно проинструктируют, как, например, получить патент на работу, то в «бизнес»-сообществе просто предложат его купить. 

Путь интеграции в сообществах «на мигрантах» может быть быстрым, но рискованным. Он грозит иностранцу еще более уязвимым положением: потерей денег или занятостью в криминальных сферах — проституции или наркоторговле.

Шаткие основы: сплочение в уязвимости

«Бескорыстные» группы сплачивает солидарность, в основе которой — доверие, общий опыт преодоления препятствий и «схожие социальные ниши».

Свидетельство солидарности — то, что большинство запросов пользователей находят отклик. Постоянным участникам сообщества ясно, что те, кто обращается за помощью, обычно ставят на кон очень многое, предлагая незнакомым людям решить их судьбу.

Сам поиск такой помощи — одновременно акт отчаяния и сигнал доверия к группе. Новички сообщества полагают, что другие участники не станут обманывать товарищей по несчастью. Это доверие часто распространяется не только на земляков, но и на выходцев из многих стран бывшего СССР.

«Встрял тут в Москве <...>, работодатели кидаловы 80%... — пишет пользователь. — Подскажите, где можно подработать. Я без регистраций... Нас тут 8 казахов». Его тут же направляют к «братьям киргизам», которые могут дать дельный совет: «У них здесь больше завязок во всех сферах и на всех уровнях. И в обслуживании, и в управлении, и в торговле, и в финансах». В другом ответе на тот же вопрос указаны сайты, где можно найти работу с проживанием.

Самая частая причина обращения в сообщества — сложности взаимодействия с бюрократическим аппаратом. Так, пользователь спрашивает, правомерно ли действует инспектор, «отказываясь принимать документы на гражданство по 178 указу, ссылаясь на то, что до конца рвп [разрешение на временное проживание] 2,5 месяца». Понятно, что на кону — будущее мигранта. Ответы — о неправомерности такого отказа — дают сразу несколько участников, причем с юридической аргументацией.

Направление миграции тоже может отчасти зависеть от советов участников сообщества. Так, пользователь спрашивает в группе, хорошо ли жить в Иркутске. «Предложили работу, но не могу решиться — ехать или нет», — поясняет он.

Мигранты полагаются на мнение сообщества о том или ином работодателе или посреднике, ищут тех, с кем можно совместно снять жилье или отправить груз, спрашивают про медосмотры, справки из банков, оформление по месту жительства и пр. 

Те, кто сообщает о своем полулегальном статусе, да и остальные авторы запросов нередко рискуют. В конце концов, они обращаются к незнакомым людям, и возможен обман. Но отчаяние и доверие пересиливают эти опасения.

Экономика «на мигрантах»: кто на новенького

В большинстве групп есть пользователи, готовые помочь бесплатно, и есть администрация и дельцы, озабоченные только извлечением прибыли.

В таких группах появляются посредники, с мнимым или реальным социальным капиталом, готовые его монетизировать. Их предложения можно проверить, задав о них вопрос на стене сообщества. Что отчасти, конечно, уравновешивает желание посредников навязать платные услуги.

Однако в группах с закрытой стеной или там, где еще нет активного пользовательского сообщества, посредника не проверишь. Между тем, риски велики: могут трудоустроить в липовые конторы или заставить заплатить за услугу, которую можно получить бесплатно. 

Все это издержки неведения.

Именно на него рассчитаны многие абсурдные объявления. Так, рекламодатели обещают отмену решения о депортации за пару дней и 10 тысяч рублей «с гарантией». А под видом «дружеского совета» компании-пирамиды пытаются вовлечь неофитов в авантюру — «приобретение жилья без всяких банков и ипотек на очень выгодных условиях», якобы в соответствии с законом.

Сервисы посредников найдутся для каждого этапа миграционного пути. Есть услуги по въезду — выезду из России («Мы запустили своей трансфер до границы Казахстана и обратно!»), продажа патентов и даже кредитов на патент, оформление вида на жительство, представительство в суде и пр. Особая услуга — «выкуп квоты» для работников-иностранцев, за который просят до 50 тысяч рублей. «Мы можем вам помочь, у нас есть квота в Туле для получения гражданства РФ», — гласит объявление сразу в нескольких мигрантских группах.

Нередко иностранцам предлагают полный пакет услуг: от разрешения на временное проживание до работы, которая позволила бы расплатиться за эти услуги. Авторы таких объявлений зазывают на работу в пищепроме, гостиницах, ЖКХ и пр. Но проверить качество услуг в группах непросто: администрация часто не занимается проверкой «рекламодателей».

Двойное дно

Есть сообщества с совсем темной историей. Их можно опознать по отсутствию в них «живых» диалогов между реальными пользователями и обилию рекламы для мигрантов. Нередко это «входы» в неформальную экономику, в теневой бизнес.

Есть паблики, в которых, наряду с объявлениями о продаже домов, есть предложения купить (или предоставить) интим-услуги. Возможен «бартер»: бесплатное жилье в обмен на секс. Так, автор одного из объявлений обещает «помощь молодой девушке с переездом в Москву» и «бесплатное подселение к себе для бесплатного проживания». Дальше детали: «Внешность и национальность не имеют значения. Помогу с достойным заработком. Помогу решить жилищные и материальные вопросы, дам внимание, поддержку и тепло».

Нередко одни и те же предложения появляются на разных аккаунтах, а текст пытаются стилизовать под обращение от частного лица. По-видимому, эти объявления размещают те, кто нанимает девушек в службы эскорта.

Некоторые пользователи с помощью фейковых аккаунтов пытаются нанять «кладменов» — тех, кто делает «закладки», то есть доставляет наркотики.

Примечательно, что спрос есть даже на самые сомнительные предложения. Об их популярности говорят многочисленные предупреждения, размещенные в группах безвозмездной помощи. Одни пользователи поясняют другим возможные риски. «В частности, предупреждают о том, что покупать, например, фальшивую регистрацию опасно: обман может вскрыться в любой момент, предприниматель, предложивший услугу, исчезнет, а его клиент получит запрет на въезд в страну», — пишет социолог.

Поддержка вытесняет корысть?

В группах с бесплатной помощью гарантами добросовестности пользователей оказываются администраторы. О том, насколько это доверие оправдано, можно судить, например, по традиции в ряде сообществ выкладывать на стену фото новых российских паспортов. Конечно, со словами благодарности группе.

Многие пользователи не только отвечают на вопросы, но и проявляют проактивность. Например, заранее информируют «одногруппников» о нововведениях для иностранцев. Так, в одном из сообщений приведены новые правила карантинного фитосанитарного контроля: «<…> Лица, пересекающие границу России, могут провозить в багаже и ручной клади не более пяти килограммов фруктов и овощей, не более трёх букетов цветов (в каждом из которых не больше 15 цветков или других частей растений)». Для провоза более крупных партий потребуются фитосанитарные сертификаты.

Нередко в группах «для мигрантов» дана вся исчерпывающая информация для успешного обустройства в чужой стране. Тем самым необходимость в платной, а тем более, сомнительной помощи, по мнению исследователя, явно снижается. Сетевые «двери» в теневую экономику оказываются не востребованы, заключает автор.

Ольга Соболевская, IQ
Автор исследования: Дмитрий Тимошкин, кандидат социологических наук.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: