Беларусь и Россия движутся к временному компромиссу вместо «большой сделки»

24 декабря 2019
Политика

Растет вероятность того, что Беларусь и Россия продлят условия поставок нефти и газа в Беларусь на 2020 год без компенсации налогового маневра, но с сохранением «перетаможки».

Подписание большей части дорожных карт, скорее всего, придется отложить на первую половину 2020 г. или даже позже, что не исключает подписания в канун Нового года нескольких из них.

Минувшая неделя внесла уточнения в имеющуюся информацию о ходе переговоров между Беларусью и Россией, пишет Belarus in focus.

Стали известны объемы подписанного сторонами топливно-энергетического баланса. По нефти они определены в 24 млн тонн, по газу – в 20 млрд кубометров, т. е. сохраняются на прошлогоднем уровне. Обязательство России поставить 24 млн тонн скорее всего означает, что т. н. перетаможка на 2020 г сохраняется.

Напомним, что согласно заключенным в 2017 г соглашениям после полуторагодового конфликта по условиям поставок газа и нефти, цена газа для Беларуси осталась прежней (Минск настаивал на ее снижении – как и сейчас), поставки нефти в Беларусь сократились до 18 млн тонн, но экспортные пошлины на 6 млн тонн, отведенные Россией во время конфликта в БТС-2, перечислялись в беларуский бюджет в качестве своеобразной компенсации «завышенных» цен на газ.

Нельзя исключать полностью, но очень маловероятно, что «Транснефть» может согласиться отдать 6 млн тонн нефти из портов Усть-Луги в Беларусь – слишком многое вложено в развитие независимой нефтетранспортной инфраструктуры. Так что скорее всего сохранение объема поставок нефти на 24 млн тонн означает сохранение «перетаможки» 6 млн тонн.

Сохранение 20 млрд куб метров газа также скорее всего может означать, что цены на газ исчисляются на 2020 г по существующей формуле – т. е. цена Ямало-Ненецкого округа РФ с небольшим повышающим коэффициентом и высокой (существенно выше чем внутрироссийская) ценой его доставки по территории России, иными словами – остаются примерно на уровне USD125-130 за тыс. куб метров. По крайней мере до тех пор, пока «Газпром» не добьется повышения цен на газ внутри России.

Данные беларуского бюджета, косвенно – условия китайского кредита, а также некоторые высказывания Семашко и др. близких к переговорам людям свидетельствуют, что беларуская сторона не слишком рассчитывает договорить по налоговому маневру на 2020 г. Возможно рассматриваются какие-то варианты незначительной поддержки беларуских НПЗ на объем внутреннего потребления бензина (около 7 млн тонн), однако и их получение обусловлено сближением налогового администрирования.

Итак, получается, что стороны близки к тому, чтобы продлить условия поставки газа и нефти на 2020 год без существенных изменений, т. е. беларуской стороне не удалось добиться снижения цен на газ и улучшения условий в поставках нефти. А это означает, что стороны не пришли к компромиссу по поводу дорожных карт.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: