Системные "нефтяные" вызовы для Беларуси есть, системных ответов - нет

19 февраля 2020
Thinktanks.by
Экономика

Белорусские власти уже сегодня актуализировали системные вызовы для национальной экономики, не будучи пока в состоянии предложить соответствующие системные ответы.

Об этом говорится в очередном квартальном обзоре экономики Беларуси, подготовленном Белорусским экономическим исследовательско-образовательным центром BEROC. 

В обзоре напоминается, что на рубеже 2019-2020 годов, белорусские власти вынуждены были сделать выбор, находясь на «развилке политических и экономических рисков». Беларусь не пошла по навязываемому Россией пути «углубленной интеграции» в качестве платы за сохранение статус-кво в нефтегазовой сфере. Этот путь чреват масштабными рисками политического и институционального характера.

"Помимо осознания этих рисков, такое решение, вероятно, обусловили и сомнения в отношении того, что соглашения об «углубленной интеграции» («поверх» обязательств России в рамках ЕАЭС) станут надежной гарантией сохранения «нефтегазового статус-кво»" - пишут экономисты.

Новая цена, запрашиваемая российскими поставщиками в 2020 году, возрастает примерно на 4% по сравнению с 2019 годом, до уровня около 83% от мировой цены. В 2020 году основной проблемой при принятии таких условий стало бы снижение рентабельности НПЗ до уровня близкого к нулю или даже переходу в отрицательную область.

Однако эту проблему можно «отрегулировать» частично за счет бюджета, а частично за счет повышения цен на внутреннем рынке. В результате шок свелся бы к относительно скромным «потерям» в выпуске (до 1.5% ВВП) и доходах бюджета (около USD 300 млн). Но в последующие годы (на новых этапах «налогового маневра») «отрегулировать» схожим образом «нефтегазовые» проблемы становилось бы все сложнее.

Эксперты BEROC убеждены, что не позднее 2022 года в этом случае Беларусь вынуждена будет либо снижать объемы нефтепереработки, либо предлагать другие системные ответы на удорожание сырой нефти. Вместе с тем, предоставить такие ответы сложно, вследствие чрезвычайно важной роли сектора нефтепереработки для национальной экономики. Хоть непосредственно его доля в ВВП составляет менее 1%, за счет масштабных отраслевых взаимосвязей, а также мультипликативного влияния на спрос, влияние этого сектора затрагивает по меньшей мере 8.5% от ВВП. Кроме того, он играет важную роль в обеспечении внешней, фискальной, а также финансовой стабильности во всей экономике.

Экономисты считают, что принятие последствий налогового маневра в 2020 году – с момента, когда Россия начинает субсидировать свои НПЗ – де-факто означало бы согласие с российской трактовкой соглашений в рамках ЕАЭС и утрате возможности апеллирования к ним как базису-обоснованию притязаний белорусских властей на особые условия в торговле энергоносителями.

"Поэтому отказ белорусских властей принять условия России сегодня - это логичный шаг в отстаивании своей трактовки соглашений ЕАЭС, а также попытка сохранить и обезопасить экономическую модель в среднесрочной перспективе. Однако этим же шагом белорусские власти уже сегодня актуализировали системные вызовы для национальной экономики, не будучи пока в состоянии предложить соответствующие системные ответы. Пока это порождает преимущественно конъюнктурные потери, значимую часть которых можно «отыграть». Однако длительное «замораживание» такой ситуации чревато негативными последствиями системного характера", - убеждены эксперты BEROC.

Поделиться: