фото Минское велосипедное общество

79 процентов белорусов воспринимают развитие велодвижения позитивно

19 марта 2020
Сергей Полтаржицкий, Thinktanks.by
Общество
фото Минское велосипедное общество

В Минске более 1 миллиона велосипедов, однако именно в белорусской столице люди меньше всего воспринимают его в качестве транспортного средства.

Об этом свидетельствуют данные исследования транспортных предпочтений и отношения к велосипеду в городах Беларуси, проведенного SATIO. Оно было осуществлено в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Центром экологических решений и Минским велосипедным обществом.

В опросе приняло 1934 человека в Минске, Бресте, Гродно и Гомеле в возрасте от 18 до 64 лет. Основное требование к респондентам заключалось в том, чтобы они за последние полгода передвигались на каком-либо транспорте.

Thinktanks.by публикует основные выводы, полученные в  результате исследования,  демонстрирующие отношение белорусов к велосипеду.

Использование велосипеда

• Более 40% жителей крупных городов ездит на велосипеде или самокате в теплое время года хотя бы раз в месяц (наибольшая доля – в Бресте).

• Более половины из них катаются хотя бы раз в неделю.

• Каждый пятый велосипедист ездит на работу в теплое время года по нескольку раз в неделю, в прохладное – 8% велосипедистов. В Гомеле велосипедисты ездят на работу в теплое время года по нескольку раз в неделю чаще, чем в других городах (на 5-7% чаще в тёплое или прохладное время года).

• 5% в тёплое время года ездит на работу на велосипеде почти всегда.

• Более 40% населения исследуемых городов живет в пределах 5 км от работы - расстояние "туда-назад" составляет значительно меньше средней дневной дистанции велосипедистов (16 км).

• Теоретически, все эти люди могли бы добираться на работу на велосипеде – эту проблему могло бы решить развитие инфраструктуры: увеличение числа велодорожек, велопарковок, развитие безбарьерной среды.

• Средняя скорость в городе составляет 14,4-16,4 км/ч.

• Хотя в сильные ливни готовы выезжать только 11% велосипедистов, каждый второй велосипедист ездит в мокрую погоду.

Велопарк

• В Минске более миллиона велосипедов, из которых около 232 тысяч - детские или подростковые. В других городах насчитывается по 170-220 тысяч (в зависимости от города), из которых 35-43 тысячи в каждом – детские.

• Велосипед есть более, чем у каждого третьего жителя изучаемых городов, и в двух из трех семей.

• Самые популярные велосипеды – горные.

• Средняя стоимость велосипеда - 300 долларов, на обслуживание и аксессуары тратится в среднем 43 доллара в год.

Причины

• Три главные причины использовать велосипед – это поддержка здорового образа жизни, получение удовольствия от езды и дешевизна транспорта. Для активных велосипедистов вообще все причины использовать велосипед более весомы.

• 32% аудитории лучше остальных воспринимают велосипед как транспорт, при этом они больше уверены, что велосипедом нельзя пользоваться весь год. В Бресте велосипед воспринимается как транспорт сильнее, чем в других городах, слабее всего - в Минске.

Барьеры

• Главные причины, по которым не ездят на велосипедах на работу - существование более комфортного транспорта, также влияет отсутствие душа на рабочем месте (нежелание потеть).

• Четверти мешает отсутствие безбарьерной среды .

• Для езды в городе больше всего не хватает выделенных велодорожек, заниженных бордюров и удобного места хранения.

• Главная угроза безопасности пользования велосипедами, по мнению велосипедистов, - объединенные пешеходные и велосипедные потоки.

• Зимой людям мешает не только холод и влага, но и отсутствие расчищенных дорожек - их обслуживание может поднять веломобильность в холодное время года.

• Наиболее удовлетворены инфраструктурой в Минске и Бресте, наименее - в Гомеле и Гродно.

• Велосипедисты низко оценивают велодорожки, размеченные на тротуарах краской - оптимальным вариантом называют выделенные дорожки на проезжей части.

ПДД

• Даже активные велосипедисты путаются в правилах: например, многие считают, что шлем - обязателен (при этом мало кто его носит).

• Более трети велосипедистов спешивается не всегда или не спешивается вообще, а основная причина спешивания – нежелание нарушать законы.

• Две трети населения изучаемых городов – за сохранение запрета на езду по проезжей части (в первую очередь те, кто не пользуется велосипедом), при этом 34% велосипедистов (а в Гомеле – до 46%) по ней ездят - главным аргументом за отмену правила называют безопасность пешеходов

Отношение

• 78% считают, что велодвижение в исследуемых городах развивается (сильнее всего - в Бресте), из них 79% воспринимают это позитивно (остальным скорее все равно).

• Несмотря на это, от 26% (Гродно) до 39% (Минск) велосипедистов сталкивались с агрессией пешеходов в свой адрес.

• С агрессией водителей меньше - от 21% до 31% - но среди тех, кто ездит по проезжей части, этот показатель доходит до 38%.

• Главные проблемы, которые, по мнению населения, может решить развитие велодвижения - это популяризация ЗОЖ и улучшение экологической ситуации.

• Большинство – за городские прокаты велосипедов и самокатов и готово платить в среднем 3 и 3,8 рубля в час соответственно.

• Осведомленность о велоорганизациях – низкая, в основном населению известны местные инициативы.

Поделиться: