Фото TUT.by

Белорусы отмечают Радуницу. Откуда это пошло?

28 апреля 2020
Thinktanks.by
Общество
Фото TUT.by

28 апреля православные христиане Беларуси отмечают Радуницу (Радоницу) – день поминовения усопших.

Радуница — весенний языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. Радуница — один из древнейших праздников, когда на могилы прадедов приносят вино и еду, устраивают причитания и игрища (игры, песни и пляски). Истоки этого праздника находятся в древних представлениях земледельцев о том, что умершие предки, похороненные в земле, связаны с ее богатством и возможностями и могут повлиять на будущий урожай.

Белорусские традиции

Ещё в середине XX века белорусы на Радоницу пекли драчёну, варили кашу, жарили «яешню», красили в шелухе яйца, пекли пироги, лепёшки или блины, готовили кутью. Хозяин варил пиво или покупал водку.

После полудня всей семьёй шли на кладбище к могилам близких. Нередко приглашали священника для совершения церковной панихиды и чтения заупокойной молитвы. Затем катали по могиле крашенные яйца, поливали могилы пивом или водкой. Одно крашеное яйцо хозяин закапывал в землю, а сами накрывали могилы рушниками, на который ставили разную еду. Считалось, что блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились, выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «на радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут». Если встречались нищие, их одаривали крашеным яйцом, а иногда угощали едой и напитками.

Некоторые «сидят, разговаривают, проводят время, как дома. Курить не воспрещается. «Покойник любил курить — покурим». Старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни, мужики и бабы, а также девки идут к кабаку, водят хороводы, играют в горелки, поют песни, веселятся, мальчишки борятся, пробуют крепость яиц, играя в битки». Отсюда и пословица: «Радоница по обеду плачет, а после обеда скачет».

Индоевропейское происхождение

«Радуница — это, конечно, праздник с дохристианскими корнями. Можно назвать его индоевропейским в определенном смысле. У многих народов есть дни поминовения мертвых, в принципе, в каждой культуре есть что-то подобное, так что нельзя сказать, что беларусы тут уж особо оригинальны, - ранее рассказал в беседе со Службой информации «ЕвроБеларуси» член Союза российских писателей, главный редактор журнала «Теократия» (2002-2005), латинист Сергей Корчицкий. - Но у нас уникальным является формат праздника — в Беларуси сложилась определенная традиция, которая распространена только на территории нашей страны и в нескольких прилежащих районах. А смысл праздника в сохранении связи поколений».

Индоевропейское происхождение, как считает Сергей Корчицкий, подтверждается и «Бхавад Гитой», одним из древнейших священных текстов. «Как написано в первой главе «Бхавад Гиты», «печальна судьба тех, кого не чтут потомки; нечестивцы не подносят пищу и воду предкам, обрекая их на страдания».

«Бхавад Гита» — рекомендует подносить пищу покойным предкам. Так что корни нашей Радуницы оттуда — из древней индоевропейской культуры. Кстати, в беларусском языке очень много сохранилось индоевропейских слов. Допустим, «хата», «веды» и так далее. Не зря в научной среде беларусский язык часто называют санскритом славянства. И в культуре сохранились такие вот архаичные моменты — на удивление», - говорит Сергей Корчицкий.

«Конечно, этот день попробовали вмонтировать в христианский формат, как, впрочем, и все языческие торжества. Языческая культура, конечно, утратила позиции, но в целом достаточно сильна, потому что можно принять религию, но менталитет поколений просто так не меняется, поэтому многие христианские праздники, по сути, являются закамуфлированными дохристианскими. Это было неизбежным шагом, как мы видим хотя бы по истории Римской империи, других государств того переходного времени. То же Рождество Христово — точных дат наука не знает, в древних текстах они также не приводятся, зато известно, что оно совпадает с днем зимнего солнцеворота, днем рождения Митры. Ну и тут мы видим взаимопроникновение культур, христианство внесло свои дополнения — Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. Кстати, «языческий» — обычно несет некий негативный оттенок, но если вспомнить, что язык по-древнерусски — это народ, то языческий — это всего-лишь народный», - отметил собеседник.

При этом, как заметил Сергей Корчицкий, «идея единения живущих и ушедших не принадлежит какой-то определенной культуре»:

«Нельзя ее назвать и чисто языческой, в христианстве ведь тоже идея соборности, единства очень точно выражена. Когда живые разделяют трапезу с мертвыми, происходит символический акт воссоединения. Вообще — это прекрасная традиция».

Вместе с тем в текущем году в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой Минздрав Беларуси рекомендовал людям отказаться от массовых посещений кладбищ и совершить поминовение усопших в другие дни.

Поделиться: