Опрос: Две трети белорусских компаний сообщили о падении выручки и ожидании налоговых каникул

07 мая 2020
Александр Даутин, Thinktanks.by
Экономика

Падение выручки – основная проблема белорусского бизнеса. С ней столкнулись более двух третей белорусских малых и средних предприятий (МСП).

Об этом в ходе онлайн-встречи в рамках «Открытого диалога по экономическим реформам»  сообщил старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Родион Морозов. Он озвучил результаты опроса 100 выбранных произвольно микро, малых и средних предприятий Беларуси. Исследование проводило Mia Research в период с 13 по 27 апреля.

Как пояснил Родион Морозов, основной целью опроса было «сделать снимок бизнеса в середине апреля. Мы не гнались за количеством бизнеса и за количеством вопросов. В нашем случае главным было получение оперативных результатов».

Главные проблемы

В результате в ходе опроса выяснилось, что основной проблемой белорусского бизнеса является падение выручки. Ее зафиксировали 64% предприятий.

При этом среди других главных проблем падение спроса на внутреннем рынке назвали 59% респондентов, а нестабильность национальной валюты – 40% опрошенных. При этом  22% среди сложностей выделили сохранение размеров арендной платы и налогов при сокращении либо остановке деятельности, а также рост дебиторской задолженности и неисполнение партнерами своих обязательств.

Самый ощутимый спад

Родион Морозов отметил, что наибольшее падение доходов зафиксировали в сферах творчества, спорта, развлечения и отдыха. В них 9 из 10 бизнесов потеряли выручку более 20%. Очень близкие по уровню спад доходности продемонстрировал бизнес в сфере услуг по временному проживанию и питанию, а также в транспортной деятельности, складировании, почтовой и курьерской деятельности.

То есть самый сильный удар пришелся по творчеству, отдыху, развлечениям, ресторанам, гостиницам и транспорту – они наиболее активно сокращают персонал.

При этом лучше всего, из перечисленных в исследовании 10 видов деятельности, чувствуют себя бизнесы в сельском, лесном и рыбной хозяйствах. Там о снижении выручки на 20% не сообщил ни один респондент.

Адаптивность

В то же время наиболее активно адаптируются к изменениям и новым форматам компании в профессиональной, научной и технической деятельности. Там уровень переформатирования составляет 64%. В сфере информации и связи – 40%. В транспортной деятельности, складировании, почтовой и курьерской деятельности о перестройке деятельности предприятий не сообщил никто.

У кого тоньше «подушка»

Также в ходе опроса исследователи решили выяснить, у кого «подушки безопасности» хватит меньше, чем на  2 месяца. Оказалось, что среди лидеров здесь те же сферы, которые ощутили наибольшее снижение выручки. Об отсутствии долгосрочной подушки безопасности заявили 78% бизнесов, занимающихся услугами по временному проживанию и питанию и 70% компаний, занятых в сферах творчества, спорта, развлечения и отдыха. В лидеры по отсутствию двухмесячной подушки безопасности также попало строительство. В данной сфере резервов нет у 60% компаний.

То есть, как отметил Родион Морозов, более трети опрошенных компаний имеют подушку безопасности менее чем на 2 месяца и без поддержки со стороны государства этот период они не переживут.

 Ожидаемая поддержка

Опрос показал, что среди вариаций поддержки, которые ждет бизнес от государства, имеется наиболее популярная.

В частности, налоговые каникулы наиболее часто (62,4%) упоминаются предприятиями всех размеров как необходимая мера для поддержки предприятий в сложившейся ситуации.

На втором месте по частоте упоминаний  (38,6%) – снижение арендной платы/отсрочка арендных платежей с последующей рассрочкой их погашения.  Исследователи обратили внимание, что важность снижения/отсрочки арендной платы снижается с увеличением размера компании.

На третьей позиции по популярности (31,7%) – временное снижение отчислений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).  Однако значение снижения отчислений в ФСЗН и освобождения от арендной платы при приостановке деятельности  возрастает с увеличением размера предприятия.

Рекомендации

В сложившейся ситуации Родион Морозов порекомендовал бизнесу отслеживать и управлять краткосрочной ликвидностью, чтобы продержаться или вовремя ликвидировать бизнес, сохранив средства для нового старта, осваивать альтернативные варианты цепочек поставок и форматов деятельности, а также вести прозрачный, прямой и регулярный диалог с клиентами, партнерами  государством.

В то же время государству экономист рекомендовал помочь бизнесу пережить кризис с тем, чтобы после его окончания наиболее эффективные предприятия мог быстро восстановиться и обеспечить предложение рабочих мест и рост экономики.

Также государству рекомендовано создать условия, чтобы часть бизнеса могла быть добровольно и быстро «законсервирована» или ликвидирована с минимальными издержками.

Родион Морозов призвал не ограничиваться только краткосрочными решениями, а реагировать и решать структурные проблемы экономики, повышать ее конкурентоспособность.

Поделиться: