Петер Зашев: В бизнесе на первый план выходят человеческие отношения

22 мая 2020
Ольга Томашевская, Thinktanks.by
Экономика

Нынешний кризис экономисты называют беспрецедентным. Привычные экономические связи разрушаются, во многих отраслях стремительно падает спрос.

Высокая доля неопределенности сильно затрудняет принятие решений. О том, как вести бизнес в таких условиях, рассказал Петер Зашев, директор программ корпоративного обучения Hanken& SSE Executive Education (Финляндия), приглашенный преподаватель Бизнес-школы ИПМ

- Что самое важное для бизнеса в условиях нынешнего кризиса?

- Важно не терять спокойствия и боевого духа. Каждый, кто работает в бизнесе, знает, что бывают хорошие времена, бывают похуже. Нужно понимать, что мы можем изменить, что нет. И ни в коем случае не впадать в депрессию и уныние.

Надо настроиться на то, что пробежать придется не спринт, а марафон. Никто не знает, сколько продлится пандемия и насколько велики будут ее экономические последствия. Поэтому нужно настраиваться на то, что в любом случае этот год будет нелегким и нужно продержаться как можно дольше.

В первую очередь -  не спускать глаз с денежного потока, как входящего, так и исходящего. Разработать три сценария – мрачный, радужный и средний - того, что будет происходить с движением денег как к нам, так и от нас. Возможно, такой вариант годится не для всех. Но с расходной частью так или иначе нужно поработать каждому.

Многие компании, у которых сегодня все складывается относительно неплохо, думают - зачем сокращать расходы, если у нас пока все спокойно. Это неверный подход, потому что нам предстоит изнурительный марафон. В компании, где я являюсь членом Совета директоров, мы предложили всем сотрудникам перейти на 3-х дневную рабочую неделю, то есть получать 60% своей зарплаты. Такое решение было принято не потому, что мы уже сегодня не можем им платить, а потому, что надо создать финансовую подушку на случай грядущих проблем. Ведь мы не можем исключать, что в ближайшие полгода нам придется полностью поменять стратегию.

- Денежные потоки – это единственный момент, с которого не стоит спускать глаз?

- Надо посмотреть, что происходит с ключевыми клиентами. Возможно, не со всеми из них удастся пройти через кризис до конца. Поэтому имеет смысл обратить внимание на то, у кого из них больше шансов добежать до финиша. Нужно обязательно отслеживать, что происходит с конкурентами. Прогнозировать, у кого из них меньше шансов пройти через кризис, и можно ли взять долю рынка тех, кто проиграет. Об этом надо думать уже сейчас.

Также важно проверить, насколько стабильна система поставок компании. И вообще - что происходит с партнерами, поставщиками, сотрудниками. И здесь на первый план выходят человеческие отношения. Если в прошлом руководство компании пыталось ставить на колени поставщиков и гнобить сотрудников, то теперь ей все возвращается. Никто не идет этой компании навстречу в трудную минуту, ни у кого к ней нет теплых чувств.

В компаниях, которые строили честные отношения с сотрудниками, все складывается лучше. Сотрудники принимают идею, что все мы в одной лодке, и вполне лояльно относятся даже к непопулярным решениям. Но если до кризиса руководство не наработало кредит доверия, даже самые обоснованные его решения приведут к конфликтам: люди просто решат, что их в очередной раз хотят обчистить. В краткосрочной перспективе нечестность, возможно, и может давать какие-то плюсы, если не стыдно смотреть на себя в зеркало. Но в долгосрочной перспективе она всегда ведет к проигрышу.

В целом, я считаю, что сейчас лучшее время для того, чтобы подумать, каким будет бизнес-ландшафт после кризиса.

- Возможно ли это спрогнозировать?

- Это очень индивидуально, у каждого своя ситуация. Но мы видим, что многие компании уже сегодня меняют свои подходы и пытаются перепрофилировать свою деятельность с учетом новых трендов. Хорошим примером являются бизнес-школы, которые пытаются переформатироваться на ходу и начали делать вещи, которые совсем недавно казались неприоритетными, а сегодня могут создать доход для многих компаний. Так же, как и рестораны, которые переориентируются на доставку готовой еды на дом. Каждый старается получить дополнительный доход, и делает вещи, которые ранее казались не самыми очевидными.

- Но далеко не все эти попытки приносят плоды, и многие представители бизнеса уже сегодня деморализованы.

- Поэтому нужно помнить о том, что паника никогда не помогает. Условия кризиса делают актуальной такую тему как selfleadership… не знаю, есть ли аналог этого слова в русском языке?

- Разве что лидерство самого себя.

- Да. Нужно стать лидером для себя самого. Даже если вы сидите на самоизоляции в четырех стенах, обязательно соблюдать режим: встать, одеться, иметь повестку и список задач, понимать когда рабочее время, а когда время для себя или своей семьи. Многих сверхэффективных людей, привыкших постоянно быть в движении, перемещаться со встречи на встречу, перепад скорости жизнинесколько деморализовал. Чтобы этого не происходило, необходима самодисциплина.

Очень важно сохранять психику в порядке, а для этого, наверное, надо читать меньше ерунды в интернете. Я постоянно удивляюсь, что вроде бы образованные люди не только читают глупости, но и постят это дальше. И делают это вместо, казалось бы, очевидного решения - определять достоверные источники информации с цифрами и проверенными фактами. Пандемия показала, насколько серьезной проблемой является отсутствие критического мышления. Только оно позволяет принимать адекватные рациональные решения и не поддаваться панике, которая еще никогда никому не помогала.

Оптимальный формат – интересоваться информацией, которая поможет ответить на вопросы, что делать и к чему мы движемся. Отводить на это полчаса утром и полчаса вечером – и это, кстати,  возвращает нас к вопросу самодисциплины.

И конечно, надо постоянно что-то делать для своего бизнеса - общаться с клиентами, поставщиками, партнерами. Я никогда так много не общался с ними, как в последнее время. В такие времена надо стараться быть полезным, уважать друг друга. Для нас всегда очень значимы деньги, а кризис напомнил, насколько важны дружеские доверительные отношения, когда мы друг друга любим и стараемся помочь – это такой невидимый но сверхважный актив, который в данной ситуации может спасти наш бизнес. И это самый хороший урок.

Поделиться: