Почти 28% белорусских МСП «инвестируют в хорошее»

Без малого треть белорусских МСП «инвестируют в хорошее»: чаще всего это мероприятия и проекты социальной направленности, в которых бизнес участвует финансово.

Такие данные содержатся в новой работе научного сотрудника Центра экономических исследований BEROC Анны Агинской «Социальные инициативы малого и среднего бизнеса и социальное предпринимательство в Беларуси».

Как говорится в исследовании, новые реалии, связанные с пандемией COVID-19, показали, что белорусский бизнес готов участвовать в решении социальных проблем. По состоянию на конец мая в Беларуси насчитывалось 93 инициативы, связанные со спонсорской помощью и 128 проектов помощи бизнеса в виде предоставления своих товаров и услуг на безвозмездной основе. Наряду с крупными компаниями, часть таких инициатив реализуется малыми и средними предприятиями (МСП). Согласно последнему опросу BEROC, 9% малых и средних предприятий сегодня жертвуют деньги на медицинские цели и еще 24% планируют это делать. В связи с этим возникает вопрос, является ли такая активность нормой для белорусских МСП либо вовлеченность в социальную повестку связана с новыми условиями?

Для ответа на этот вопрос эксперты BEROC проанализировали данные опроса «Развитие малых и средних предприятий Беларуси», проведенного компанией MIA Research для Исследовательского центра ИПМ в январе-феврале 2020 г. Респондентами опроса выступили директора, собственники и ведущие специалисты предприятий. Выборочная совокупность составляет 400 предприятий.

Опрос показал, что в той или иной степени участие в социальных, культурных либо экологических инициативах указали 35.5% опрошенных. Однако, исследуя социальную активность бизнеса, важно понимать, что для отдельной категории компаний такая деятельность является основной целью существования. Такие субъекты относятся к социальным предприятиям – тем, для которых решение социальных (культурных, экологических) задач является причиной осуществления коммерческой деятельности.

В рамках исследования доля социальных предприятий среди белорусских МСП в среднем была оценена в 7.6%.

Промышленность социально активнее

В отраслевом разрезе некоммерческая активность выше у компаний из промышленного сектора (28.7%); торговли и ремонта (19.4%); сельского хозяйства (13.9%). Предприятия с большим числом работников несколько чаще принимают участие в тех или иных инициативах, однако это не носит характер прямой зависимости. Социально активными являются в среднем 24.7% компаний с численностью до 50 человек; 35.5% компаний с численностью от 51 до 100 человек; 29.1% – с численностью от 101 до 250 человек.

Социально активные бизнесы проявляют больший оптимизм по поводу своего дальнейшего развития: 61.1% социально активных МСП указали на планы по расширению бизнеса; 38% придерживаются стратегии сохранения достигнутого уровня; в одной компании из 108 активных планируется сокращение бизнеса.

Основные барьеры

В ходе опроса 64.5% респондентов ответили, что не принимают участие ни в каких мероприятиях/ проектах. Почти половина из них отметили, что для подобной активности им не хватает денежных ресурсов (46.5%), еще 17.8% останавливает отсутствие льгот; 36.4% респондентов ничего не мешает либо не хотят.

«Данная тройка ответов является наиболее распространенной и для социально активных предприятий, а также всей выборки в целом. В тоже время социальные предприятия чаще других указывают такие барьеры как отсутствие налоговых льгот (37.5%) и сложность административных процедур (21.9%). Можно предположить, что коммерческая деятельность в социальной сфере характеризуется высокими издержками и ограниченной рентабельностью, поэтому предприятия особенно зависимы от льгот и преференций», - говорится в исследовании.

Советы для государства

В исследовании отмечается, что сложившаяся ситуация актуализирует потребность в мерах государственной политики, которые бы усилили позиции социально активного бизнеса и социальных предприятий. Стимулирование малого и среднего бизнеса к участию в социальных инициативах и генерированию социальных инноваций возможно путем:

• предоставления налоговых льгот и преференций предприятиям, которые занимаются благотворительностью, участвуют в финансовой и нефинансовой поддержке общественно значимых инициатив;

• популяризации образа социально ответственного бизнеса, расширения присутствия такой информации в СМИ;

• информирования о проектах и активностях, не требующих финансовых вливаний, но позитивно влияющих на развитие местных сообществ и решение социальных задач в целом.

«Несомненно, кризисные условия приведут к закономерному сокращению участия бизнеса в социальных проектах и, особенно, к снижению объемов адресной денежной помощи, которую оказывают некоторые предприятия. Альтернативой здесь могут стать иные формы поддержки общественно важных задач, например, предоставление собственного имущества в безвозмездное пользование; продажа собственных товаров и услуг для нуждающихся категорий населения по сниженным ценам; развитие партнерских отношений и совместных проектов», - констатируется в исследовании.

Поделиться: