Всеобщая электромобилизация: какие изменения ждут бизнес

23 июня 2020
Роман Груба, Дементий Юферев, Capital Times Investment Advisory
Экономика

Растущий спрос на электромобили вынуждает владельцев бизнеса гибко реагировать на новые тренды и модернизировать бизнес в соответствии с новыми веяниями.

Электромобили стремительно завоевывают рынок и становятся ключевым автомобильным трендом последних лет. Страховая компания Euler Hermes прогнозирует продажу 90,4 млн новых автомобилей по всему миру в этом году, около 2,7% из которых будет приходиться на электрокары (2.5 млн), а к 2030 году около 50% автомобилей будет на электротяге.

Также эксперты Deloitte прогнозируют небывалый рост отрасли, заявляя, что к 2025 году в мире будет около 25-30 млн электромобилей.

Такая статистика вносит коррективы в развитие мирового автопрома. Игроки авторынка должны быть максимально маневренными, адаптируя свой бизнес под новые реалии, чтоб обеспечить ему стабильный рост и сохранить позиции на рынке. Новая реальность потребительского рынка вынуждает руководителей компаний провести ревизию существующей бизнес-модели и переосмыслить все ее аспекты. 

В данный момент в Беларуси насчитывается около 400 электромобилей, но по прогнозам аналитиков к концу 2020 года их количество увеличится до 2000, а к 2025 году – до 100 тысяч. Если прогнозы подтвердятся, то к 2028-2030 годам можно ожидать, что их число дойдет до отметки в 300-400 тысяч. К 2022 году работающая в Беларуси сеть Malanka планирует увеличить число ЭЗС до 639, которые будут работать по всей стране.

В марте 2020 года Лукашенко подписал указ «О стимулировании использования автомобилей», согласно которому владельцы электрокаров освободятся от уплаты дорожного сбора, физические лица – от уплаты НДС при покупке электрокара. Также до 2021 года будет обнулена растаможка.

Какие бизнесы затронет развитие рынка электромобилей

1) Автомобилестроение

Очевидно, что наибольшую угрозу растущий спрос на электромобили несет отрасли классического автомобилестроения. Уже сейчас начал падать сбыт на крупнейших мировых авторынках. В 2019 году американская консалтинговая компания Alix Partners опубликовала исследование  Global Automotive Outlook, согласно которому снижение продаж автомобилей – это негативный тренд, который будет развиваться.

Мы наблюдаем глобальную трансформацию мирового автопрома: автопроизводители налаживают производство гибридоав и электромобилей. Однако, для производства последних не нужны сложные комплектующие, как то двигатель, трансмиссии и т.д., а значит и передовые инженерные технологии остаются не у дел. Теперь гигантам автопрома конкуренцию могут составить производители бытовой техники, ведь электромобили скорее похожи на компьютеры, способные передвигаться. Да и для сборки электрокара нужно значительно меньше трудозатрат, что снимает проблему с содержанием обширного рабочего штата.

2) Нефтепромышленность

Как заявил директор Suncor Energy Inc, Переход на электромобили может сказаться на спросе на нефть ничуть не меньше, чем пандемия COVID-19. Эксперты считают, что как только отрасль электромобилей пересечет отметку в 10–11 миллионов, в мировом энергетическом балансе начнутся необратимые изменения, а спрос на бензин начнет стремительно падать. Даже если на вытеснение авто с ДВС из обихода уйдет 10 лет, участникам нефтепромышленного сектора уже стоит готовиться к новой реальности.

Перспективы развития экотранспорта заметили и в Беларуси. «Беларуснефть» рассчитывает, что количество электромобилей в  стране к 2025 году достигнет 100 тысяч. Предприятие уже сейчас создает фундаментальную зарядную инфраструктуру – сеть электрозаправок Malanka. К 2021 году в Беларуси будет установлено более 600 станций, а к 2022 году – 640 ЭЗС. Беларусь также планирует увеличить объем инвестиций в сектор зарядных станций.

На быстрой заправке электромобиль можно зарядить за 7 минут на 35-километровый запас хода. А в планах – установка суперскоростных экспресс-зарядок, где можно будет зарядить электромобиль на 345 км пробега всего за 10-12 минут.

3) Рынок техобслуживания и запчастей

Ресурс электромотора значительно превышает ресурс двигателя внутреннего сгорания, а конструкция трансмиссии – намного проще. При небольшом количестве узлов и запчастей, ресурс электрокара примерно 800 тыс. км. Для Теслы же Илоном Маском заявлен ресурс в 1 миллион миль! По сравнению с ДВС, для поддержания которого в рабочем состоянии требуется все больше затрат с течением времени, срок эксплуатации электромотора изрядно выше.

ТО электрокар должен проходить раз в 20 тыс. км. Соответственно, обслуживание электромобилей кратно выгоднее, чем авто с ДВС. Простота и относительная дешевизна сервиса станет причиной сокращения рынка техобслуживания. Вместе с тем ниша профильных СТО по обслуживанию исключительно электромобилей пока не занята и может стать чьим-то прибыльным бизнесом.

По прогнозам Deloitte Touche Tohmatsu Limited рынок автозапчастей также ждет кризис. В том числе, связанный со спросом на электромобили.

Уже сегодня можно наблюдать значительную просадку спроса на запчасти на фоне стабильно дорожающего сырья для их производства. А дальше, исходя из аналитики Deloitte, и без того стагнирующую индустрию автозапчастей ждут радикальные преобразования, которые приведут к сокращению глобальной производственной сети. Наибольшему риску подвергнуться сегменты трансмиссий и осей. Участникам авторынка нужно внедрять инновации и переформатировать производства под новую рыночную конъюнктуру.

По прогнозам экспертов, передовыми станут компании, которые специализируются как раз на выпуске электромоторов. Им обеспечены стабильный рост в 306% к 2025 году и крупные инвестиции.

Выводы

Рынки электромобилей и зарядной инфраструктуры динамично развиваются, постепенно вытесняя бизнеса, которые еще пять лет назад казались незыблемыми. Мировым игрокам уже сейчас нужно анализировать вероятные траектории развития их бизнеса, оптимизировать производства, гибко реагировать на новые тренды и модернизировать бизнес в соответствии с новыми трендами. Руководителям предприятий сегодня как никогда важно стратегически планировать, чтоб разработать концепцию защиты своих позиций на рынке.

Роман Груба, инвестиционный советник Capital Times Investment Advisory

Дементий Юферев, директор по инвестиционному банкингу Capital Times Investment Advisory

Поделиться: