По уровню потенциального предпринимательства Беларусь на 45 месте из 50

Уровень потенциального предпринимательства в Беларуси 9,7% среди населения в возрасте от 18 до 64 лет. По этому показателю страна занимает 45- е место из 50, принявших участие в GEM.

Об этом рассказала научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Мария Акулова в ходе презентации  Национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM). Беларусь 2019/2020». В нынешнем году наша страна  представлена в этом авторитетном международном исследовании первый раз. Данные для мониторинга были получены в результате опроса, проведенного в мае-июне 2019 года компанией MIA Research.

Предпринимательские разновидности

По словам Марии Акуловой, около 3% населения в Беларуси занимается созданием компаний, тогда как 2,8% населения являются собственниками недавно созданного бизнеса, то есть бизнеса, который функционирует менее, чем 42 месяца. Данные показатели формируют так называемых «ранних предпринимателей», которых в Беларуси 5,8%

«Этот индекс ранней предпринимательской активности является очень важным показателем. Он является сигналом, какой потенциал у бизнеса на сегодняшний день стать устойчивым в долгосрочный период времени», - отметила Мария Акулова.

Она также сообщила, что доля устоявшихся предпринимателей в Беларуси – 2,7%, а 1,7% бизнесов в течении последнего года закрылись.

Стоит отметить, что по количеству «ранних предпринимателей», «устоявшихся предпринимателей» и «выходящих из бизнеса» Беларусь заняла 46 место из 50 рассматриваемых стран.

Реакция на риски

В то же время Мария Акулова обратила внимание, что как предприниматели, так и «непредприниматели» положительно оценивают предпринимательскую стезю и социальный статус предпринимателя. Однако существенные разрывы между этими категориями имеются в оценке личных знаний и опыта, необходимых для ведения бизнеса, социальные контакты и страх провала при уходе в частную инициативу. Если порядка 90% предпринимателей сказали, что их уровень знаний достаточен для ведения бизнеса, то среди «непредпринимателей» аналогично ответили менее 40%.

Серьезным барьером готовность идти на риск стала для 15% предпринимателей и 40% «непредпринимателей».

При этом экономист напомнила, что 9,7% населения задумываются о том, чтобы в ближайшие три года открыть свой бизнес. Однако из уже действующих предпринимателей 47% думают об открытии нового дела либо смене бизнеса. Среди «непредпринимателей» об этом задумываются лишь 6,5%.

«То есть как мы видим, этот страх провала является существенным барьером. Есть люди, которые переступают через него, которые уже попробовали вести бизнес, для которых правила игры понятны. А среди людей, для который бизнес является «черных ящиком» лишь очень маленькая доля людей готова к его ведению», - рассказала Мария Акулова.

Что стимулирует

Между тем, по ее словам, исследование показало, что финансовая составляющая является основной причиной ведения бизнеса в Беларуси. О желании обеспечить высокое благосостояние сообщили 74,6% устоявшихся предпринимателей и 75,3% ранних предпринимателей.  49,8% и 51,7% респондентов из этих категорий желают обеспечить себе источник дохода, а 21% и 23,4% опрошенных сообщили о намерении изменить мир к лучшему.

Что мешает

Вместе с тем, главной причиной, мешающих открытию бизнеса, является нехватка финансовых ресурсов. Так ответило 38,1% респондентов.

На втором месте (19,1%) - неблагоприятные условия ведения бизнеса.

На третьем (18,9%) – отсутствие уверенности в своих силах.

Исследование также показало, что у белорусских мужчин предпринимательская активность выше, чем у женщин. При этом бизнесом чаще занимаются люди с высшим, средним и средним специальным образованием.   

Поделиться: