Россия - на пороге потребительского кризиса

28 июля 2020
В мире

Россия вошла в пятерку европейских стран с худшими потребительскими настроениями – вместе с Грецией, Словенией, Португалией и Испанией.

Индекс потребительской уверенности россиян во II квартале этого года упал на 19% по сравнению с первым до отметки минус 30%. Для сравнения: в Дании и Швеции он снизился лишь до отметки минус 2% и минус 5% соответственно. Об этом свидетельствуют результаты расчета Индекса потребительских настроений Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ).

Основой для расчетов российского индекса стал опрос населения, ежеквартально проводимый Росстатом. Европейский индекс подобным образом ежемесячно рассчитывается Европейской комиссией. Респондентов спрашивают об общей экономической ситуации, личном материальном положении, сбережениях и запланированных крупных тратах, сообщают "Ведомости". 

Как отмечают в ВШЭ, в предыдущие кризисы индекс падал сильнее: например, в 2015 г. – до минус 32%, в 2009-м – до минус 35%, а в 1998–1999 гг. – до минус 45%. Но особенность этого года – в стремительности падения: показатель рухнул всего за один квартал. Такие темпы не имеют аналогов за всю историю расчета данных. «Во время предыдущих кризисных эпизодов отрицательный эффект был накопительным, а индекс потребительской уверенности терял одномоментно не более 14–15%», – подчеркивают авторы исследования.

Абсолютные показатели тоже выглядят тревожно: в ходе опроса 43% респондентов заявили, что за прошедший квартал их материальное положение ухудшилось, при этом только 10% верят, что в ближайшие 12 месяцев ситуация начнет выправляться.

«Хуже всего то, что наибольший пессимизм охватил самую производительную часть общества – людей в возрасте 30–49 лет, – подчеркивает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. – Представители данной категории больше других пострадали от коронакризиса, часть из этих людей потеряла полностью или частично источники своих доходов».

Стоит отметить, что в РФ растет и доля убыточных предприятий. Доля убыточных организаций в России в январе – мае 2020 г. составила 36%. При этом прибыль российских предприятий упала более чем в 2 раза. Об этом свидетельствуют данные Росстата.

В январе – мае 2020 г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и государственных (муниципальных) учреждений) в действующих ценах упал на 51,6% и составил 3,246 трлн руб. по сравнению с 6,702 трлн руб. в январе – мае 2019 г., свидетельствуют оперативные данные статистического ведомства.

Поделиться: