фото Thinktanks.by

Кто претендует на власть в Беларуси?

31 августа 2020
Игорь Тышкевич, Украинский Институт будущего
Политика
фото Thinktanks.by

Кто возьмёт власть в Беларуси в результате протестов? Этот вопрос является темой для обсуждения и споров последние несколько недель. Звучат фамилии Тихановской, Лукашенко и некоторых других.

На мой взгляд, такая персонификация справедлива в очень малой степени. Вопрос не в фамилиях, а в процессах, которые происходят в беларуском обществе. В стране политизировался городской средний класс, который зародился и развивался в условиях "внутренней эмиграции", когда его представители могли зарабатывать, тратить свои деньги и даже просить об улучшении условий. Но именно "просить": требовать либо даже думать о собственном политическом представительстве им было запрещено. Пока эта группа была мала, система была устойчива. Лукашенко опирался на "своего" избирателя, активно влиял на группы, зависимые от бюджета и подбирал часть "электорального болота" - избирателей, голосующих "как все".

Но городского среднего класса стало много - по моим оценкам около 1 миллиона из 9,45 миллиона граждан. Такая группа не может быть вне политики и вопрос их выхода в публичное поле был лишь вопросом времени. С другой стороны Россия желала политической активизации ещё одной группы - условно пророссийского избирателя - тех, кто выступает за тесную интеграцию с РФ либо вообще фактическую ликвидацию беларуской государсвенности. Это не менее 7% населения, но и не более 20%. Причём их количество уменьшалось. А вне политики они были потому что их самостоятельная игра была недопустима в условиях авторитарной власти, использовавшей лозунги "интеграции".

Ещё одним фактором, влияющим на перемены, явилось изменение в структуре беларуского бизнеса. ТОП-20 наиболее влиятельных бизнесменов образца 2013 года отличается от рейтинга 2019 более чем на 50%. Это титанические сдвиги, которые требуют политической реакции. Новому бизнесу, как и среднему классу, стало тесно в СЭЗах, технопарках и т.д. Захотелось большего.

Власть это видела. Именно поэтому разговоры о новой Конституции, усилении роли Парламента и Правительства начались не сейчас, а весной 2019 года. Подготовка шла. Выборы 2020 внесли свои коррективы. Пассивные группы вышли на политическую арену раньше, чем ожидало окружение Лукашенко. Конфликт перестал быть "отложенным".

Но это не отменяет необходимости политической трансформации. И она произойдёт, независимо от результатов текущего политического кризиса. Более того, сценарий изменений в Конституцию актуален для трёх базовых сценариев развития ситуации, начиная от подавления протестов, заканчивая "дворцовым переворотом".

Данное видео - анализ процессов в обществе, выделение основных электоральных групп и рассуждения какое место каждая из них может занять в новой конфигурации власти. Естественно, не обошёл вниманием интересы РФ на данном этапе.

Поделиться: