Что белорусские власти планируют на 2021 год

01 января 2021
Экономика

Власти рассчитывают по итогам 2021 года вписаться в 5-процентную инфляцию и надеются на рост экономики на 1,8%.

Такой параметр содержится в Указе от 22.12.2020 № 481 (далее – Указ № 481), которым утверждены основные направления денежно-кредитной политики на следующий год.

Аналогичный ориентир для роста потребительских цен закладывался на текущий год, однако он не будет выполнен: по данным Белстата, за январь-ноябрь инфляция в Беларуси составила 6,1%. Сейчас в правительстве ожидают, что по итогам 12 месяцев он не превысит 7%, сообщил премьер-министр Роман Головченко, пишет Экономическая газета.

Удержать индекс потребительских цен в пределах 105% удалось в 2018 году. В прошлом же году при официальном прогнозе 3,8% инфляция сложилась на уровне 5,6%.

Поддерживать ценовую стабильность планируется за счет продолжения применения Нацбанком политики монетарного таргетирования. Ожидается, что прирост средней широкой денежной массы по итогам года составит 7–10%. Рублевая денежная база увеличится в 2021 году на 10–13%.

Курсовая политика, как и ранее, будет проводиться в режиме плавающего курса, который «допускает проведение валютных интервенций для сглаживания резких колебаний курса белорусского рубля, а также приобретение иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов».

Должна сохраниться направленность процентной политики на поддержание процентных ставок в экономике на положительном уровне в реальном выражении.

Что касается работы банковского сектора, обещано совершенствование системы раннего преду­преждения и выявления рисков финансовой стабильности и их источников, Нацбанк будет формировать условия для поддержания роста кредитования на уровне, не приводящем к усилению системных рисков.

Для этого применят показатели долговой нагрузки и обеспеченности кредита, параметры которых будут определяться на основе регулярной оценки устойчивости сектора домашних хозяйств и уровня рисков, связанных с кредитованием физических лиц. Внимание уделят ограничению уровня системного риска, генерируемого бизнес-моделями банков с повышенной склонностью к риску.

Как и ранее, будет уделяться внимание поддержанию доли необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному рис­ку, на безопасном уровне, не превышающем 10%.

Проверки деятельности банков обещают ориентировать на снижение регуляторной нагрузки и повышение качества оценки рисков. Ожидается также, что в 2021 году Нацбанк примет дополнительные меры по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем.

Депозитная политика НБРБ будет ориентироваться на привлечение средств граждан преимущественно в безотзывные вклады.

Также Нацбанк обязуется продолжиь либерализацию валютных отношений. Планируется формирование нормативной правовой базы для создания «целостной системы валютного регулирования и валютного контроля». В частности, речь о системе валютного мониторинга, которая позволит отслеживать потоки валютных поступлений и платежей во внешнеэкономической деятельности, а также валютно-обменных операций резидентов.

Отдельное направление – дедолларизация экономики: к концу 2021 года удельный вес кредитов в национальной валюте в совокупной структуре кредитов должен составить не менее 50%. По данным Нацбанка, на 1 октября текущего года доля валютной составляющей в кредитной задолженности клиентов составляла около 48%.

ЗВР продолжат таять, но умереннее

Кроме всего прочего, документ содержит требование о поддержании уровня международных резервных активов Беларуси и улучшению их структуры «в части уменьшения долговой составляющей». Проще говоря, политика НБРБ и правительства должна быть направлена на сохранение уровня золотовалютных резервов с сокращением новых заимствований.

Однако, если посмотреть на утвержденные Указом № 481 показатели, можно сделать вывод о том, что ЗВР в следующем году может ждать снижение до рекордно низкого уровня даже в рамках целевого сценария развития экономики: международные резервные активы по методологии МВФ на начало 2022 года должны быть не менее 6 млрд USD.

На 1 декабря этого года ЗВР составили около 7,38 млрд USD. После месячного перерыва отрицательная динамика возобновилась, и за ноябрь они снизились более чем на 100 млн USD. Таким образом, за 11 месяцев они практически достигли годового порога в 7,3 млрд.

Всего же с начала года ЗВР из-за выплат по внешнему долгу и сглаживания колебаний курса на валютном рынке сократились более чем на 2 млрд USD (около 30%). По итогам 2020 года, вероятно, снижение достигнет или превысит прошлогоднее 2,2 млрд.

Так что несмотря на прогнозируемое рекордное «дно», темпы снижения ЗВР в 2021 году в натуральном выражении должны замедлиться. Значит ли это, что Нацбанк будет вынужден реже проводить интервенции для сглаживания курса? Скорее всего, да.

Рост вопреки

Указом от 22.12.2020 № 480 утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 год (далее – Указ № 480). Несмотря на ожидаемое падение ВВП по итогам этого года в пределах 1% на следующий год влас­ти все-таки планируют рост экономики на 1,8%.

За счет чего они рассчитывают этого достичь, пока неизвестно, но Совмин традиционно подготовит план по достижению показателей – в этот раз он должен обеспечить «мобилизацию ресурсов для восстановительного роста экономики при соблюдении макроэкономической сбалансированности».

Глядя же на остальные утвержденные индикаторы, складывается впечатление, что в правительстве готовятся к году, который станет явно труднее уходящего. Так, реальным располагаемым денежным доходам населения за год прогнозируется прирост только на 1,6% (по информации Белстата, за 10 месяцев текущего года они выросли на 4,6% к аналогичному прошлогоднему периоду при годовом прогнозе 2,4%).

В эксплуатацию в 2021 году должно быть введено не менее 1 млн кв.м жилья с господдержкой. В текущем году этого уровня удалось достичь за январь-ноябрь.

В Указе № 480 в качестве целевого параметра по инфляции содержится рост цен только на социально-значимые товары – до 4,9%. Вероятно, госрегулирование по этим позициям сохранится, но будет нацелено на плавное их повышение.

Еще один прогнозный параметр – рост безработицы по методологии МОТ: она по итогам года не должна превысить 4,4% от всех лиц трудоспособного возраста. По итогам III квартала текущего года реальная безработица сложилась на уровне 4%.

Отметим, что официальный прог­ноз социально-экономического развития на 2020 год этого параметра не содержал. А в документе на следующий отсутствуют показатели по росту экспорта и положительного сальдо внешней торговли, производительности труда и прямых иностранных инвестиций.

 

Поделиться: