Совместимы ли в Беларуси бюджеты и гражданское участие?

27 января 2021
Александр Даутин, Thinktanks.by
BIPART / SYMPA

Представители власти и местных советов народных депутатов в Беларуси плохо представляют, как формируются бюджеты.

Таков один из неожиданных выводов, сделанных в результате исследования, проведенного в конце 2019 – начале 2020 года в рамках проекта «Бюджет гражданского участия для укрепления гражданского общества». Исследование было выполнено SYMPA совместно с Фондом им. Льва Сапеги.

Бюджет гражданского участия - это механизм или процесс, с помощью которого граждане принимают решение относительно распределения всех или части материальных ресурсов в рамках определенной территории. 

В Беларуси законодатель считает, что бюджет и участие граждан – вещи несовместимые. Хотя бюджет гражданского участия существует уже несколько десятков лет как в странах Запада, так и на Востоке, у наших соседей – в России и в Украине.

Об этом, представляя результаты исследования и книгу «Бюджетный процесс: открытость и принцип участия» рассказала координатор исследований SYMPA Светлана Кулеш.

По ее словам, исследование было проведено методом интервью. В экспертном опросе приняло участие около 20 человек, 13 из которых являлись представителями власти и органов местного самоуправления, т.е. депутатами. Остальные – представители структур гражданского общества.

О плюсах бюджетов и их понимании

Исследование выявило плюсы бюджета гражданского участия. Среди них:

  • Способствование гражданскому диалогу в целом;
  • Стимулирование гражданского активизма;
  • Повышение вовлеченности в местных властей в процесс реализации проектов с использованием бюджета гражданского участия;
  • Более эффективное расходование бюджетных средств для решения значимых для граждан проблем.

Светлана Кулеш также обратила внимание на ряд неожиданных моментов, выявленных в ходе исследования. Например, представители власти заявляли, что люди не всегда знают, что хотят. «Нам не всегда нравился такой покровительственный подход, при котором представители власти считают, что лучше знают, что нужно людям», - отметила Светлана Кулеш.

По ее словам, уровень бюджетной грамотности среди экспертов оказался невысок.

Представители организаций гражданского общества объяснили свои пробелы в данной сфере закрытостью бюджетной сферы.

Однако выяснилось, что и представители власти и местных советов плохо представляют, как формируются бюджеты.

«Из всех респондентов только один представитель исполкома четко представлял, как формируется бюджет», - рассказала Светлана Кулеш.

Дополнительный источник денег

Несмотря на это, по мнению председателя правления Фонда им. Льва Сапеги Мирослава Кобасы, бюджеты гражданского участия – это инструмент, который местные власти могут эффективно использовать в перспективе. Потому что в условиях нехватки госфинансирования, финансирование, например, проектное, может решить многие вопросы, стоящие перед властью и обществом.

К примеру, с 2006 года по настоящее время только Фондом им. Льва Сапеги в сотрудничестве с Европейской ассоциацией местной демократии (ALDA) было организовано 9 конкурсов на которые общественные организации, гражданские инициативы и местные органы власти подали суммарно 559 проектных заявок. Общая сумма поддержки проектов составила 558 тысяч евро.

На конкурсной основе были отобраны и реализованы 98 мини-проектов. Еще 12 проектов в настоящее время находится в стадии реализации. Общая сумма освоенных в рамках мини-проектов средств составила 648 560 евро.

Вот он, наглядный пример возможного внебюджетного источника финансирования.

А привлечение к решению местных проблем гражданских активистов в рамках бюджета гражданского участия может способствовать значительному удешевлению решения вопроса. Мирослав Кобаса привел в пример один из проектов в Солигорске. Там стоимость закупки и посадки деревьев силами местной вертикали оказалась в 11 раз выше, чем это сделали волонтеры.

Однако для внедрения бюджетов гражданского участия нужны соответствующие законодательные инициативы. Вопрос лишь в том, насколько в нынешней ситуации в Беларуси эти инициативы придутся ко двору?


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: