НИУ ВШЭ: Влияние высшего образования на объем выпиваемого спиртного переоценивается

06 марта 2021
Светлана Салтанова, IQ
В мире

Учёные измерили вклад некогнитивных навыков людей в вероятность и объём потребления ими спиртных напитков и подтвердили роль личных качеств в «алкоголизации» населения.

Ученые НИУ ВШЭ провели исследование воздействия особенностей личности на уровень потребления алкоголя исходя из данных массового опроса.

Основная цель исследования состояла в проверке влияние некогнитивных навыков, входящих в так называемую «Большую пятерку» (Big Five) черт личности. Этот термин впервые появился в 1981 году в работе американского психолога Льюиса Голдберга, а сегодня это одна из самых популярных моделей, на основе которой можно составить портрет личности.

«Большая пятерка» объединяет следующие характеристики:

  •  добросовестность/сознательность (conscientiousness). Включает такие характеристики, как упорство, аккуратность, трудолюбие, обязательность, стремление к порядку;
  •  экстраверсия (extraversion) — ориентация интересов и энергии человека на внешний мир, а не на субъективный опыт (общительность, энтузиазм, эмоциональная теплота, склонность к приключениям, активность);
  •  невротизм/нейротизм (neuroticism) — отражает эмоциональную стабильность или нестабильность (беспокойство, импульсивность, неуверенность, раздражительность, уязвимость к стрессам, враждебность);
  •  открытость опыту (openness) — подразумевает творческое начало (креативность, любознательность, хорошее воображение);
  •  согласность/доброжелательность (agreeableness) — способность идти на компромиссы и быть дружелюбным (сговорчивость, кооперация, альтруизм, доверие, скромность).

Как изучали?

Для работы были взяты результаты опроса RLMS-HSE 2016–2018 годов — социально-демографические показатели 5,3 тыс. жителей России в возрасте от 20 до 60 лет, информация об их некогнитивных навыках (ответы на 24 вопроса по категориям «Большой пятерки») и о потреблении алкоголя (вопросы о вероятности воздержания, предпочитаемых напитках, периодичности и объемах выпиваемого).

Что получили?

Не связанной с «алкогольными» практиками оказалась только одна черта — доброжелательность или согласность. Степень влияния остальных отличается, в том числе для мужчин и женщин, но главный вывод однозначный: особенности личности определяют отношение к алкоголю — предсказывают вероятность и объем потребления.

Так, оказалось, что чем человек добросовестнее (упорнее, трудолюбивее, обязательнее), тем меньше он выпивает и больше шансов, что не начнёт. Тем более что добросовестность — это ещё и дальновидность. У таких людей лучше развиты самоконтроль, потребность в накоплении человеческого капитала (инвестиций в свое здоровье и образование), ориентация на здоровый образ жизни.

Увеличение сознательности на одно стандартное отклонение, подсчитали исследователи, повышает вероятность воздержания от алкоголя на 2,5 п.п. для мужчин и на 1,7 п.п. для женщин, а также снижает объем потребления на 38 п.п. и 28 п.п. соответственно.

В то же время, экстраверты пьют больше, а открытые новому опыту люди — меньше. В отличие от добросовестности эффект экстраверсии противоположный. Ориентация на внешний мир, жажда общения ведут к частым социальным контактам, а значит, к большей возможности выпить и меньшей вероятности отказаться от рюмки.

Увеличение экстраверсии на одно стандартное отклонение сокращает возможность воздержания на 2,1 п.п. для мужчин и на 2,7 п.п. для женщин и «наращивает» объём потребления на 27 п.п. и 24 п.п. соответственно.

У открытых новому опыту (креативных, любознательных, с хорошим воображением) зависимость обратная. Чем сильнее эта черта личности, тем меньше спиртного: на 7 п.п. — у мужчин. Для женщин связи не обнаружено, зато сильнее эффект нейротизма. Эмоциональная нестабильность, неуверенность, тревожность, уязвимость перед стрессами подталкивает к выпивке. Объём потребляемого алкоголя у мужчин с этой выраженной чертой прибавляет 7 п.п., тогда как у женщин почти в два раза выше — 13 п.п.

Истоки гендерного различия, вероятно, в разной мотивации к распитию алкоголя. «У мужчин он чаще ассоциируется с конформизмом и стремлением получить приятные ощущения, у женщин — с защитой от негативных эмоций. Кроме того, более высокий нейротизм связан с депрессивными эпизодами, которые чаще испытывают женщины, а алкоголь в этом случае может служить инструментом самолечения», — поясняют учёные.

Известно, что образование снижает потребление алкоголя. Исследование НИУ ВШЭ такую связь подтвердило: наличие высшего образования сокращает объём выпитого в месяц на 50 п.п. (мужчины) и 31 п.п. (женщины), среднего специального — на 37 п.п. и 21 п.п. соответственно. Однако это всё без учёта некогнитивных навыков.

Когда в анализ включили «Большую пятёрку», те же цифры заметно уменьшились. Для выпускников вузов — почти вдвое — до 26 п.п. у мужчины и 16 п.п. у женщины. А для выпускников колледжей — до 24,8 п.п. и 11,6 п.п.

«Без изучения личностных черт влияние образования на поведение, связанное с алкоголем, переоценивается, — заключают учёные. — Университеты и колледжи дают новую социальную среду, но качества личности, связанные с ограничением потребления алкоголя (например, добросовестность, экстраверсия, нейротизм), к студенчеству уже формируются. Исследования близнецов показывают, что 30–50% самооценочных личностных черт наследуются, причем экстраверсия и нейротизм — наиболее наследуемые категории “Большой пятёрки”, а сознательность в основном представляет собой итог первичной социализации».

IQ


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: