Артем Шрайбман: У преемника будет большой соблазн стать легитимным за счет разрыва с Лукашенко

11 мая 2021
Thinktanks.by
Политика

Лукашенко, как никто другой, понимает, что как только он, пусть даже формально, передаст в руки кому-то свой пост, никакие страховочные институты не позволят удержать нового лидера под контролем.

Тема с декретом Лукашенко о совбезе была развита в передаче Юрия Дракохруста на Радио «Свобода», пишет политолог, основатель основатель аналитического агентства Sense Analytics Артем Шрайбман.

Все больше убеждаюсь, что документ, если его брать как самостоятельную единицу, политически бесплоден.

Попытка защитить страну от врага, пробравшегося через премьерство на пост временного президента в случае убийства постоянного, не сработает потому что этот временный президент может просто отменить этот декрет своим новым декретом, назначить в Совбез своих людей или отказаться выполнять декрет как противоречащий конституции.

Поэтому либо это просто пустой non-event, либо, как я и предполагал раньше, движение в сторону более широкого усиления Совбеза.

Вторая тема разговора - протесты. Тут все всё понимают. Протесты не берутся из воздуха, для них нужны условия, большинства из которых сегодня нет.

Но есть принципиальная разница между сегодняшним отсутствием протестов и их отсутствием после подавления Плошчы-2006 или 2010. 

Тогда в обществе устанавливался какой-то баланс, проигравшая сторона внутренне смирялась и, за исключением самых принципиальных активистов, принимала легитимность Лукашенко. 

Теперь, если ситуация где-то и стабилизировалась, то на куда большем уровне ненависти к власти со стороны ее противников и куда большем их количестве. Ни о каком внутреннем балансе, принятии или легитимности тут речи идти не может.

Это режим ожидания нового окна возможностей. Власть чувствует, что протест ждет это окно, поэтому не может прекратить репресии - страшно выйти из колеи, внутри которой всё понятно, а за пределами которой - неизвестное. 

Поэтому надо утыкать весь город флагами, как оберегом от темных сил. Абсолютно не осознается тот простой факт, что никого нельзя заставить полюбить флаг, который надо ставить людям в масках и потом охранять забором на крыше.

Когда эйфория от победы над улицей пройдет, власть окажется наедине с этим страхом уйти с понятной колеи. Это состояние и теперь двигает Лукашенко к прокрастинации, откладыванию даже косметических реформ, отказу в регистрации даже привязанным на поводок партиям.

В таком настрое невозможно решиться на транзит власти, просто потому что невозможно никому довериться. Постоянно хочется обложить преемника всебелорусскими собраниями, премьера - совбезами, но все это полумеры. 

Лукашенко, как никто другой, понимает, что как только он, пусть даже формально, передаст в руки кому-то свой пост, никакие страховочные институты не позволят удержать нового лидера под контролем, потому что страховки и институты работают там, где есть неоспоримая легитимность - признание обществом (и миром) этих институтов и твоего права продолжать править через них (aka Казахстан). В Беларуси же у преемника будет слишком большой соблазн стать легитимным в глазах страны и мира за счет разрыва ниточек с Лукашенко, который будет грузом на его шее.

Все более вероятным становится направление сил не на поиск путей выхода из ситуации, а поиск путей отложить этот выход. Абсолютно в духе этого настроя будет вынести на референдум декоративно обновленную конституцию, дождаться заявлений оппозиции о бойкоте и затем, ко всеобщему удивлению, дать 80% поддержки сегодняшней редакции. Мол, ну я вам предлагал, вы отказались, живем дальше.

Проблема тут, разумеется, в том, что окна возможностей для протеста не только не спрашивают власть, когда им открываться, но и имеют свойство открываться в самый неудобный момент.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: