Ярослав Романчук сравнил развитие экономик Беларуси и Южной Кореи

15 мая 2021
Экономика

Одному кризис, другому – новые возможности развития. Один застревает в прошлом и постоянно апеллирует к старым вождям. Другой ищет самое лучшее, прорывное и подтверждённое наукой.

Один не замечает свои ошибки, постоянно ходит по граблям, набивает шишки и всё равно настаивает на традиционной колее развития. Другой внимательно анализирует свои и чужие ошибки и меняет своё поведение – с учётом негативного опыта и полученных знаний, пишет руководитель научно-исследовтельского Центра Мизеса Ярослав Романчук. 

Один закрывает свою экономику железным занавесом торговых, административных, валютных ограничений. Другой открывает себя для всего мира и приглашает весь мир к себе.

Один делает ставку на Государство, как на источник централизованных инвестиций, потребления, планирования и развития. Другой делает народную экономику частного малого и среднего бизнеса.

Один – это Беларусь, другой – Южная Корея. Если бы белорусские политические, экономические, номенклатурно-силовые элиты в начале 1990-ых изучили опыт Южной Кореи 1970-ых-1980-ых, наша жизнь могла бы быть совсем другой. К сожалению, в Беларуси не нашлось управленцев, политиков и авторитетов, чтобы не «строить то, что знаем», а идти по пути настоящего экономического чуда. Отчасти это произошло из-за интеллектуальной лени и высокомерия. Мол, мы же знаем капитализм и социализм по Марксу. Чему ещё нас могут научить эти корейцы/тайваньцы/сингапурцы?

Вторая причина игнорирования опыта Южной Кореи – бедность и жадность постсоветских номенклатурно-силовых группировок. Они жаждали обогащения себя любимых, а не обеспечения быстрого, долгосрочного, инклюзивного экономического роста страны.

Третья причина – некритическое восприятие авторитетов Запада в лице ЕС, США, ООН, МВФ, Всемирного банка и чуть позже ЕБРР. Эти консультанты, эксперты предложили Беларуси, как и всем постсоветским странам, традиционную матрицу реформ для бедных развивающихся стран Африки, Латинской Америки и Азии. В неё встроены грубые теоретические ошибки, идиллические допущения и слепота в отношении формальных и неформальных институтов управления в постсоветских странах. Поэтому практическая реализация этой теоретической матрицы закончилось олигархатом, Схематозом, failed state и разными видами авторитаризма.

Смотрите, как развивалась страна, которая полвека назад буквально ходила в лаптях, голодала, технологически прозябала и социально бедствовала. В ней государство (распорядители чужого) перераспределяло через свои руки около 10% ВВП. Уровень госрасходов до 15% ВВП сохранялся примерно 30 лет развития.

Посмотрите, что получилось. В период 1970 – 1995гг. ВВП Южной Кореи вырос с $9 млрд. до $566,6 млрд. – почти в 63 (!) раза. ВВП на душу населения вырос в 45 раз. За этот период население страны выросло с 31,9 млн. до 45 млн., на 41,4%. Феноменальный результате, вклад государства в него – обеспечивать высокий уровень экономической свободы, защиты прав собственности, свободы торговли в режиме малого государства. Открытость миру, ориентация на мировую экономику обеспечило следующий прекрасный результат во внешней торговле. Экспорт товаров за этот период вырос с $836 млн. до $125 млрд. – в 150 (!) раз. Экспорт на душу населения вырос в 106 раз, до $2775,5. Южная Корея сама себя вытянула из болота, отказавшись от опасных рекомендаций development economics от яйцеголовых левацких профессоров и экспертов mainstream вузов США и Европы.

Южная Корея не стала почивать на лаврах. Более того, она прошла через очень болезненный Азиатский кризис и выучила уроки провалов финансово-промышленных групп (чеболей) и, в основном, сохранила параметры конкурентоспособности модели развития в период 1995 – 2021гг. За это время (за 2021г. – прогноз МВФ апреля этого года) ВВП Южной Кореи вырос до $1,8 триллионов, что больше ВВП России. За последние 26 лет ВВП Южной Кореи вырос в 3,2 раза. И это с высокой базы 1995-го года. ВВП на душу населения Ю. Кореи вырос до $34,9 тысяч, в 2,8 раза. Заметим, что за это время население выросло до 51,3 млн., на 13,8% за последние 26 лет. Таким образом, в период 1970 – 2020г. население Ю. Кореи выросло почти на 61%. Прекрасный результат, который убедительно доказывает правильность стратегии развития страны с учётом всех внутренних и внешних факторов.

Если бы Беларусь пошла по пути, который условно можно назвать южнокорейским, то за 30 лет независимости ВВП нашей страны был бы ~$200 млрд. или ~$20 тысяч на душу населения. Это в 3,3 раза больше, чем мы имеем сегодня. Таким образом, издержки упущенной выгоды от того, что белорусские власти выбрали модель Совок/Госплан - ~$130 миллиардов! Если бы Беларусь учла опыт Ю. Кореи, производительность труда была бы в 6 – 8 раз выше, чем сегодня. Зарплата в $1000 была бы у самых малообеспеченных работников. И это в режиме полноценной демократии, чрезвычайно выгодной интеграции в мировую экономику и лидерства в прорывных технологиях и товарах.

Делам выводы, друзья. Не всё, что было в Ю. Корее, необходимо слепо копировать. Сегодня для обеспечения страновой конкурентоспособности в сфере монетарной и фискальной политики нужны другие решения. Они у нас есть. Осталось сформировать на них политический и общественный заказ. Для этого и нужна сегодня энергия миллионов беларусов, которые хотят жить в современной европейской стране. Это ценный урок для Украины, Молдовы, Узбекистана, Туниса, Армении и России, который в разной степени продолжают симпатизировать белорусской стабильности и порядку, а также её советскому автору в лице А. Лукашенко.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: