Белорусский пилот: Если на борту бомба, людей экстренно эвакуируют, а не держат рядом с вещами

24 мая 2021
Общество

В авиационном сообществе обсуждают инцидент с экстренной посадкой самолета Ryanair в Минске.

Журналисты TUT.BY поговорили с белорусским пилотом, стаж которого свыше 30 лет, о том, мог ли экипаж Ryanair поступить иначе, вызывает ли доверие официальная версия белорусских властей и какие последствия может иметь инцидент для авиации в Беларуси.

— Если командиру поступает сигнал о минировании, принимается решение на посадку в ближайшем аэропорту, по вчерашней ситуации это был аэропорт в Вильнюсе, — говорит собеседник. — Но поскольку был поднят истребитель, экипаж обязан выполнять требования военного самолета. Даже если информация от диспетчера противоречит команде истребителя, гражданский самолет подчиняется военному. В таких случаях, чаще всего, истребитель идет впереди гражданского самолета. То есть у пилотов Ryanair просто не было выбора, они обязаны были совершить посадку в Минске, потому что было поднято военное судно, то есть действовали по инструкции.

Пилот истребителя, в свою очередь, выполняет приказ, отмечает собеседник. 

— До него не доводят информацию, бомба на борту или холера, перед ним стоит военная задача, которую он обязан выполнить. Есть несколько уровней боевой готовности, высшая - когда пилот сидит в кабинете, а самолет готов к вылету, такой уровень вводится в случае нападения на страну, совершения терактов. Но пока нет полной информации нельзя исключить, что в тот момент не было тренировочных полетов, может, поэтому пилот уже находился в воздухе и был направлен на новую задачу.

Могут ли закрыть небо над Беларусью?

— Могут, вопрос, готов ли к этому Евросоюз и Россия, — говорит пилот. — Если Россия возьмется прикрывать Беларусь до упора, они могут в отместку закрыть небо для ЕС над своей территорией, в таком случае облет будет стоить бешеных денег, например, па таким направлениям как Китай, Япония, Австралия. Западные страны на это не пойдут, потому что это огромные убытки для перевозчиков, а в связи с COVID-19 ситуация и так непростая. 

«Белавиа» могут запретить летать в ЕС?

— Могут, вероятно, наши авиационные власти в ответ на это запретят европейским компаниям летать к нам, и окажемся мы практически заблокированы, — поясняет специалист. — С другой стороны, посмотрите на Крым. Как только он отошел России, был серьезный риск для авиакомпаний, которые хотели работать по этому направлению. Но сегодня мы видим, многие российские перевозчики осуществляют регулярные рейсы, и это не мешает им использовать импортную технику, а также летать за границей России.

Официальная версия о том, что самолет совершил вынужденную посадку из-за сообщения о минировании, вызывает много вопросов, считает собеседник. 

— Первый вопрос, конечно, точечное задержание одного из пассажиров. Второй вопрос - ближайший для посадки аэропорт был в Вильнюсе, и это был конечный пункт назначения. Даже если принципиально было посадить самолет в Беларуси, то ближайший аэропорт от Лиды в Гродно, он функционирует, а не в Минске. Третий вопрос - действия спецслужб. Мы видим кадры, как пассажиров вывели на улицу, они стоят возле самолета. Это же полнейшая глупость! Если поступил сигнал, что на борту бомба, людей экстренно эвакуируют, а не держат рядом с вещами. То есть или работали непрофессионалы, или изначально знали, что на борту нет никакой бомбы. 

Блогера Романа Протасевича и его девушку в Минске задержали, но были и другие пассажиры, которые остались в Минске и не сели на рейс до Вильнюса. 

— Пассажир может отказаться лететь дальше, — поясняет пилот. — У меня было такое, когда садились на запасном аэродроме. У человека может быть стресс, он может сказать: «Все, я дальше не полечу», или он принял решение остаться в этом пункте. Если у него все в порядке с документами, чтобы находится в месте посадки, никто силой не будет забирать его на борт. Могу предположить, что некоторые белорусы и россияне могли остаться в Минске, просто потому что отсюда им проще добраться домой.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: