Как ударит запрет полетов над ЕС по транспортным авиакомпаниям Беларуси

28 мая 2021
Thinktanks.by
Экономика

Введение запретов на пролеты белорусских авиакомпаний над странами ЕС, судя по всему, распространяется и на транспортные авиакомпании страны.

В Беларуси есть четыре основных транспортных авиакомпании, работающие за рубежом, пишет аналитик Егор Лебедок:

- Унитарное предприятие «РубиСтар» (5 самолетов  АН-12, 2 самолета ИЛ-76, 1 Boeing 747-400 BCF)
- Rada Airlines (2 грузовых самолета Ил-62М)
- ООО «Генекс» (1 самолет Ан-26Б), штат компании около 45 человек
- ОАО «Трансавиаэкспорт» (13 самолетов Ил-76ТД и одного Boeing 747-329SF)

Самолеты всех указанных кампаний летают над странами Европы. ООО «Генекс» сотрудничает с LOT, Lufthansa, Czech Airlines, хотя объемы грузоперевозок, конечно, маленькие. Более интересны три остальные кампании. Все они замечены в перевозках вооружений, комплектующих и боеприпасов. Но стоит отметить, что в большинстве своем они если и перевозят ВВТ, то между другими странами и не так часто беларусские.

Основной, скажем так, хаб по перевозке такого рода грузов – это Сербия (кандидат в члены ЕС). Трансавиаэкпорт и Rada Airlines в 2020 году имели допуск к перевозке опасных грузов в/из Сербии. Еще одна страна такого плана – Болгария. Основные направления полетов РубиСтар в прошлые годы - это Сербия, Болгария, ОАЭ, Индия, Ирак, Нигер, Турция, Малайзия и др.. Самолеты РубиСтар выполняли полеты для миссий ООН и Красного креста. Для ООН работала и Трансавиаэкпорт, во время выполнения одной из  миссий ООН в Сомали в 2007 году был сбит Ил-76, все находившиеся на борту 11 наших граждан погибли.

Стоимость перевозок особых грузов сильно зависит от назначения, пункта доставки и др. Оценку можно сделать по одной из закупок 140-го ремонтного завода в 2017 году. Доставка спецгруза массой до 82 т (похоже на два танка Т-72) в Уганду самолетом типа ИЛ-76 или Boing (1-2 рейса) оценивалась в 200 тыс. долларов.
 
Трансавиаэкпорт - самая крупная из указанных выше авиакомпаний. Доля авиакомпании в общереспубликанском грузообороте воздушным транспортом около 62%. Среднесписочная численность работников 250 человек. Фактически, это государственная организация (доля государства в уставном фонде этой организации составляет 99,8468%). Выручка за 2020 год составила 71,1 млн. рублей, а чистая прибыль 4,3 млн. руб. (в 2019-м компания сработала в убыток на 7,8 млн. руб.). Таким образом, запрет деятельности данной и других компаний в Европе не будет серьезным прямым ударом по финансам Беларуси, хотя серьезно скажется на самих авиаперевозчиках. Но, учитывая специфику доставляемых грузов, от запрета полетов указанных компаний над ЕС, Великобританией и Украиной могут быть серьезные издержки по другим аспектам внешней торговли и политических договоренностей.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: