Исследование: Дополнительное образование взрослых сталкивается с непониманием

04 июня 2021
Виктор Беляев, Thinktanks.by
Общество

В Беларуси в целом отсутствует единая стратегия развития дополнительного образования взрослых (ДОВ).

В начале 2021 года по заказу представительства DVV International в Беларуси было проведено исследование “Дополнительное образование взрослых в Республике Беларусь: вопросы управления и финансирования”. Исследование позволило изучить место и роль образования взрослых в белорусской образовательной политике, проанализировать систему управления и финансирования дополнительного образования взрослых и т.д.

Недавно, проводившая исследование компания SATIO, поделилась его результатами.

Thinktanks.by предлагает, на наш взгляд, основные выводы, полученные в результате исследования.

Чем обусловлено непонимание

На финансирование ДОВ по программе «Образование и молодежная политика», в 2021 году было направлено 135 млн рублей, что составило всего 1,5% от общих затрат на финансирование образование.

При этом, невзирая на декларируемую доступность ДОВ вне зависимости от пола, возраста, материального благополучия, социального статуса, уже полученного образования, нельзя сказать, что дополнительное образование взрослых  является доступным. Точнее, не все виды ДОВ являются доступными везде и для всех желающих.

В первую очередь, проблема доступности связана с непониманием значимости ДОВ. Это может быть обусловлено:

• отсутствием права на дополнительное образование взрослых в конституции (право на образование, декларируемое конституцией, не распространяется на ДОВ).

• отсутствием целостного восприятия ДОВ как взаимодополнения формального, неформального и информального образования, усилия по развитию ДОВ со стороны государства сконцентрированы на формальном образовании, которое в основном представлено повышением квалификации и переподготовкой кадров.

Кто занимается ДОВ

На взгляд исследователей, проблема доступности во многом обусловлена сложившейся структурой управления ДОВ, которое распределено между несколькими сферами: образование, содействие занятости, социальная защита и культура.

Организации, подведомственные Министерству образования разрабатывают программы обучения и выступают провайдерами услуг по формальному образованию – повышению квалификации и переподготовке кадров.

Организации, подведомственные Министерству труда и социальной защиты занимаются как формальным, так и неформальным образованием. В части формального образования они  отвечают за обучение безработных. В части неформального образования полномочия заключаются в формировании перечня социальных (в том числе образовательных) услуг для лиц пенсионного и предпенсионного возраста.

Организации, подведомственные Министерству культуры, отвечают за развитие и распространение творчества, в сущности, отдельного вида неформального образования.

Кроме того, у отдельных ведомств (МВД, Минздрав и др.) существуют организации, отвечающие за переподготовку и повышение квалификации для соответствующего ведомства.

Следует отметить, что государственные органы не воспринимают коммерческие организации и НКО как часть системы ДОВ, что безусловно приводит к недоиспользованию потенциала последних.

Образование и люди

На местном уровне системная работа в сфере ДОВ, которая обеспечивала бы равный доступ различных слоев населения к различным образовательным услугам, фактически отсутствует.

При этом спрос на образовательные услуги в сфере ДОВ все-таки существует. Представители инициатив в сфере ДОВ в большинстве случаев не сталкивались с проблемой заполняемости курсов. Редкие исключения были связаны либо с ограничениями организационного характера (неудобно добираться к местам проведения обучения, неудобное время проведения и т.п.) либо с недостаточной актуальностью курсов. Поэтому эксперты отмечали важность тщательного анализа потребностей населения с учетом времени и места проведения таковых курсов, а также удобства посещения курсов для целевой аудитории.

Отдельно стоит отметить проблему общего отсутствия культуры ДОВ у населения. Эта проблема характерна для тех районов, где местные программы ДОВ появляются впервые. При увеличении числа таких программ интерес населения увеличивается.

Представители образовательных инициатив отмечают важность вовлечения на начальных этапах местных активистов всех профилей, лидеров мнений, представителей церкви и т.д.

Образование и власти

Местные органы власти безусловно могли бы содействовать развитию ДОВ, но для этого отдельным управлениям не хватает полномочий, ресурсов или компетенций. В целом же не хватает системности и согласованности в работе. Поэтому успешными стали инициативы, в состав которых вошли активные представители местных органов власти и организаций гражданского общества. Неформальные связи данных представителей местных органов власти помогли решить административные либо ресурсные проблемы с выделением помещений, транспорта, информированием населения и др. С другой стороны, при отсутствии или потере контактного лица в местных органах власти, развитие инициатив существенно замедлялось.

Большую устойчивость показывают инициативы, которые закрепляли сотрудничество инициатив гражданского общества с местными органами власти документально – например в форме стратегии развития ДОВ в районе (Зельва) или в форме Соглашения о развитии ДОВ между местными властями и организацией гражданского общества – местным фондом (Краснополье).

Наличие таких документов значительно снижает инфраструктурные барьеры, упрощает вовлечение местных органов власти в развитие ДОВ, поддержку инициатив и (что, пожалуй, еще более важно) снижает роль человеческого фактора в развитии инициатив.

По мнению авторов исследования, первоисточник проблематики на местном уровне лежит вне местных органов власти. Отсутствие единого центра управления и размытость сфер ответственности свидетельствует о том, что в стране в целом отсутствует единая стратегия развития ДОВ. Именно поэтому первостепенной (и, пожалуй, наиболее сложной) задачей в сфере ДОВ является изменение парадигмы государственной политики в ДОВ.

При этом, как считают исследователи, вопрос финансирования является вторичным. На их взгляд, при изменении роли дополнительного образования взрослых источники и инструменты его финансирования найдутся.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: