Родион Морозов: «Мы сталкиваемся с продукцией скрытых чемпионов, не догадываясь об этом»

17 июня 2021
Ольга Томашевская
Экономика

Европейским издательством Springer выпущена книга «Скрытые чемпионы в динамично меняющихся обществах». Одна из ее глав, написанная экспертами BEROC и Бизнес-школы ИПМ, посвящена компаниям из Беларуси.

В нее вошла информация про 11 компаний из нашей страны, которые являются скрытыми чемпионами, то есть лидируют в определенных нишах на глобальных или региональных рынках.

О белорусских скрытых чемпионах в интервью Thinktanks.by рассказал один из авторов исследования, старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Родион Морозов.

- Поясните, пожалуйста, какие компании относятся к скрытым чемпионам и почему их так называют?

- Тему скрытых чемпионов впервые начал исследовать предприниматель, консультант и исследователь бизнеса Герман Симон. Изначально он изучал немецкие компании и обнаружил, что есть определенный слой малых и средних успешных на внешних рынках компаний, которые при этом неизвестны широкой публике. Как правило, они работают в узких нишах. Ниша объемом 100 млн. долларов с точки зрения крупных компаний является небольшой и не очень привлекательной. Но для средней компании очень неплохо в такой нише иметь долю в 50%, выручку в 50 млн. долларов и быть ключевым игроком.

Нужно отметить, что к скрытым чемпионам не могут быть отнесены сырьевые компании, а также бизнесы, которые связаны с государством. Эти два фактора могут сильно повлиять на степень их «чемпионства» вне зависимости от того, как ведется бизнес и что он создает.

- Когда впервые заговорили о скрытых чемпионах из Беларуси?

- Первое исследование в Центральной и Восточной Европе, в которое вошли и компании из Беларуси, проводилось около 10 лет назад. В 2018 году Ассоциация развития менеджмента CEEMAN инициировала повторное исследование, чтобы посмотреть, что произошло с теми компаниями и понять, появились ли новые компании и точки роста для возникновения новых лидеров. Было решено, что в этом исследовании могут рассматриваться не только мировые лидеры в своих нишах, но и региональные.

- Чемпионами эти компании называют из-за их лидирующего положения. Но почему они скрытые?

- Скрытость большинства этих компаний связана не с тем, что они что-то скрывают, а с тем, что они работают в сегментах B2B или B2G – то есть их клиентами является либо бизнес, либо государство. В своей работе они практически не соприкасаются с физическими лицами. А даже если и соприкасаются, конечные потребители не догадываются об этом.

- Как это может быть?

- Приведу пример. Одна из компаний, которые приняли участие в исследовании еще в 2011 году, является лидером по производству крышечек для спиртных напитков в СНГ. Потребители на этом рынке могут интересоваться, кто произвел напиток, но вряд ли их волнует производитель крышечки.

Еще один пример из другой сферы: при прохождении границы, и не только в Беларуси, путешественники в большинстве своем не догадываются, что прибор для валидации паспортов создан белорусской компанией. На самом деле мы часто сталкиваемся с продукцией наших скрытых чемпионов, но не задумываемся о ее происхождении.

- Вы говорили о том, что скрытые чемпионы производят высокотехнологичную продукцию. Крышечки для алкогольных напитков тоже к таковой относятся?

- Отвечая на этот вопрос, скажу, что на примере Беларуси мы выделили и проследили развитие трех групп скрытых чемпионов. У каждой из них разная история и перспективы.

К первой группе относятся такие компании, как производитель крышечек для алкоголя. В 1990-е годы многие бизнесы из этой группы начинали как импортеры. Как правило, они ввозили и продавали на наших рынках довольно простую продукцию, которой здесь не было в нужном виде и в нужных количествах. Они смогли самостоятельно разобраться, как организовать собственное производство, не создавая особых инноваций и не опираясь на высокие технологии. Их конкурентные преимущества связаны в первую очередь с эффективными производственными, логистическими и управленческими процессами, использованием преимуществ наших СЭЗ. Эти компании не являются высокотехнологичными. И мы видим, что они теряют преимущество в своих нишах, поскольку произвести точно такие же продукты не составляет особого труда.

Ко второй группе можно отнести те компании, которые организовали производство на основе инженерных компетенций. Как правило, они были созданы инженерами с крупных советских предприятий машиностроения и электроники. Для создания своих продуктов им требовалось специальное оборудование, и нередко в начале своей деятельности они использовали оборудование советских предприятий. Они смогли создать продукты под уникальные потребности клиентов и завоевать определенную долю в своей нише. Барьер входа на такие рынки довольно высокий, что позволяет за счет новых разработок и диверсификации сохранять конкурентоспособность. Компании из этой группы работают в основном на рынках наших ближайших соседей - СНГ и Евросоюза. Это во многом связано со специализацией в сфере машиностроения - экспортировать такую продукцию на большие расстояния проблематично, к тому же конкуренция в мире высокая. Главным конкурентным преимуществом скрытых чемпионов из этой категории является гибкость и готовность делать небольшие кастомизированные партии или вовсе штучные изделия под заказ, за что далеко не всегда хотят браться крупные компании.

Третья группа скрытых чемпионов работает в основном в сфере приборостроения и электроники. Эти компании были созданы учеными и исследователями – выходцами из НИИ, университетов и военпрома. У них были патенты, собственные разработки и серьезный научно-исследовательский потенциал. И эти бизнесы развиваются наиболее активно. Многие компании из Беларуси являются мировыми лидерами в своих нишах благодаря собственным разработкам, которые удалось доработать, приумножить и адаптировать к потребностям клиентов. Многие компании из этой категории сегодня созрели к созданию спин-оффов – дочерних предприятий, которые создают новые продукты, пользуясь ресурсами и компетенциями материнской компании. Например, одна компаний, которая специализируется на нанесении разного рода оптических покрытий на дисплеи, выделила спин-офф, который работает в сфере виртуальной реальности, нанося покрытия на очки виртуальной реальности.

- Много ли в Беларуси скрытых чемпионов, если сравнить с другими странами региона?

- Сложно делать такие сравнения. Потому что вопрос скорее заключается в том, насколько скрыты эти чемпионы и насколько готовы участвовать в подобных исследованиях. Бизнес в Беларуси многие годы пытался быть незаметным, считая, что так он может получить возможность тихо развиваться, не привлекая излишнее внимание со стороны контролирующих и налоговых органов. В последние 5-7 лет наблюдалась тенденция, когда белорусские компании становились более открытыми, рассказывали о себе и отрасли, но теперь ситуация изменилась.  В других странах другая степень открытости, поэтому сейчас подобные сравнения не представляются возможными.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: