Андрей Егоров: Согласованные союзные программы - это декларации о намерениях

13 сентября 2021
Юрий Камнев, Thinktanks.by
Политика

Московская встреча означает, что Россия получает еще больше возможностей для установления контроля над значимыми частями белорусского суверенитета.

Что означает для Беларуси согласование 28-ми союзных программ? Станут ли они концом белорусского суверенитета или являются продолжением нескончаемого сериала «союзное строительство»?

На вопросы Thinktanks.by ответил эксперт Центра европейской трансформации Андрей Егоров.

- Оценки московской встречи Лукашенко и Путина кардинально разошлись: одни эксперты говорят, что суверенитету Беларуси конец, другие считают, что ничего не произошло. Как вы оцениваете пятый вояж Лукашенко в Москву?

- Я склонен считать, что ничего особенного не произошло. Хотя весь этот «интеграционный» процесс расцениваю крайне негативно: он не то чтобы знаменует потерю суверенитета, но ведет к потере суверенитета. Сделан очередной шаг к потере суверенитета.

Идет торг и московская встреча означает, что Россия получает еще больше возможностей для установления контроля над значимыми частями белорусского суверенитета.

Согласованные союзные программы (текст этих документов я нигде не нашел, есть только совместное заявление глав правительств с краткой аннотацией к каждой из 28-ми дорожных карт) – это декларации о намерениях. Речь идет о необходимости разработать конкретные принципы синхронизации и гармонизации, не прописаны четкие обязательства сторон по выполнению обязательств. Нынешний пакет документов очень похож на все предыдущие “союзные” программы.

- Что получили стороны в результате московских переговоров?

- Лукашенко получил сиюминутные выгоды: цены на газ на нынешний год остаются на уровне прошлого – 128 долларов за тысячу кубомертов и обещание выдать небольшой по меркам потребностей сегодняшней Беларуси кредит в размере 630-640 миллионов долларов.

Но Лукашенко не получил того большего, чего хотел: компенсацию за налоговый маневр, гарантий получения энергоносителей по внутрироссийским ценам, постоянно упоминаемые равные условия деятельности для субъектов хозяйствования.

С другой стороны, приостановлены разговоры о единой валюте, о наднациональных органах, об общем парламенте, о единых налоговом и таможенных кодексах. Официальному Минску пока удалось отбиться от разговоров в самых болезненных сферах.

Путин же получил новые актуализированные декларации и обязательства по углублению интеграции. Отдельные положения союзных программ предусматривают принятие конкретных законов в определенных областях, в дорожных картах, возможно, содержатся более конкретные обязательства и необходимость их выполнения официальным Минском.

Причем Путин получил актуализацию интеграционной риторики в свете электоральной кампании.

- В Москве ни слова не сказано ни про конституционную реформу, ни про транзит власти. Действительно ли этот козырь использовался только как обманка, чтобы успокоить белорусское общество?

- Мне кажется, на переговорах Путина и Лукашенко этот вопрос появляется только факультативно. Поскольку кризис своеобразным образом разрешен в пользу режима: ему удалось удержать власть и сохранить фактический контроль над страной, хотя он и не вернул народную любовь, - вопрос конституционной реформы и транзита власти больше не является важным ни для белорусских властей, ни для Кремля.

Более того, нынешняя встреча Лукашенко и Путина должна была выглядеть победоносно, поэтому в Москве и звучали исключительно победные реляции. Не исключено, что эта тема все же обсуждалась на встрече, но под ковром, что называется, не для публичного пользования.

- К сожалению, византийский (тайный) характер белорусско-российских отношений не дает никакой информации, мы не имеем представления, в какой стадии находятся переговоры. Но все же хотелось бы узнать ваше мнение относительно будущего “союзной интеграции”.

- Тот факт, что никакой конкретной информации не предъявлено народам до сих пор, говорит о том, что противоречия между сторонами сохраняются. Ведь Лукашенко с Путиным собирались подписывать союзные программы 9 сентября – не подписали. Сейчас говорят, что подпишут 4 ноября во время Высшего госсовета союзного государства. Но подпишут ли?

Конечно, подписание союзных программ становится все более реалистичным. Но смешнее всего будет, если их подпишут точно так, как в сентябре 2019 года премьеры Беларуси и России подписали пакет документов, которые обещали опубликовать и не опубликовали до сих пор. Возможно, нас ждет подписание нового пакета тайных документов.

- Реальная интеграция намного опережает интеграцию публичную: союзные программы не подписаны, а российские войска уже находятся в Беларуси под видом учебно-боевого центра. Такое ощущение, что публичная интеграция и реальная интеграция – похожие, но разные по содержанию и скорости процессы.

- Я бы не называл это реальной интеграцией. Де-факто белорусский суверенитет серьезно обременен в военной сфере. Учебный центр (или центры?) выглядит как часть инфраструктуры под создаваемую российскую военную базу. Для Беларуси это очень опасный процесс. Возможно, это часть соглашения о российской поддержке: присутствие российских войск обменивается на кредиты и энергоносители.

За реальную военную базу Беларусь потребует гораздо большую цену.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: