Фото unsplash

Дмитрий Крук: Обстоятельства обязательно изменятся, и вложения в себя сыграют свою роль

14 сентября 2021
Ольга Томашевская
Экономика
Фото unsplash

Насколько актуальным является изучение экономики сегодня, в чем проблемы экономического образования в Беларуси и как могут применяться инструменты, используемые экономистами?

На эти и другие вопросы в интервью Thinktanks.by ответил Дмитрий Крук, один из преподавателей Студенческой онлайн-школы по экономике, набор в которую недавно объявил BEROC (Киев).

- Хорошее ли сейчас время для того, чтобы изучать экономику?

- Я не вижу каких-либо условий, при которых можно было бы сказать: сейчас не время для качественного образования. Образование – это инвестиция в себя на долгие годы вперед, оно закладывает определенный фундамент на будущее. И потому можно сказать, что оно находится в разных измерениях с текущей ситуацией.

Как бы плохо ни выглядели сегодняшние обстоятельства, они обязательно изменятся. И тогда вложения, сделанные в себя, обязательно сыграют свою роль.

Если говорить конкретно об экономическом образовании, то нужно понимать, что экономика - очень специфическая сфера, где традиционное образование в белорусских государственных вузах является симбиозом старых и новых стандартов в науке. Причем старые стандарты доминируют, и в итоге гособразование предлагает нецелостный и фрагментированный конечный продукт. Часто, к сожалению, это приводит к каше в голове.

В Студенческой школе мы применяем другой подход, потому что наша цель – создать у наших слушателей базис современного экономического мышления. Мы хотим, чтобы студенты поняли, как мыслят сегодня в мире экономисты, как продвигается мировая наука и практика. И в этом заключается наша главная отличительная особенность от программ белорусских вузов.

- Из каких дисциплин состоит курс?

- Он достаточно простой. В нем есть три блока – микроэкономика, макроэкономика, эконометрика. Этот базис призван продемонстрировать, что национальная экономика – это своего рода равновесная сила, которая складывается из множества взаимосвязанных решений экономических агентов. Три блока нашего курса в сумме создают образ того экономического мышления, которое сейчас доминирует в мировой науке. Мы надеемся, что это поможет студентам выйти из того кокона, который представляет сегодня система экономического образования в Беларуси. Во многом она является продолжением марксистской политэкономии, которая предполагает, что экономическая система – это неодушевленный механизм, который действует по строго определенным законам почти как и в случае физики. Иллюстрацию такого подхода я запомнил со студенческих лет, когда один преподаватель сказал: экономика -  это не какое-то принятие решений, экономика – это болты, станки и гайки.

- В чем проблема этого подхода?

- Такое понимание экономики предполагает, что если нажимать на «правильные кнопки», экономика будет вести себя так, как было запрограммировано.

Но экономическая теория - социальная дисциплина, которая учитывает, что экономические агенты имеют свои устремления и желания. По большому счету, все, что происходит в экономике, порождается поведением людей. И эти модели поведения, желаний, устремлений и генерируют различного рода экономические индикаторы. Поэтому в современной экономической теории поведение человека рассматривается как базовый элемент, с помощью которого создаются большие тенденции.

- Будут ли полезны такие знания специалистам, которые не связывают свою дальнейшую профессиональную деятельность с экономикой?

- Конечно. Сегодня экономистов нередко критикуют за то, что они чрезмерно увлекаются методами. Но во многом это происходит из-за того, что экономические методы исследований на фоне инструментов других социальных наук являются очень продвинутыми. Сегодня экономисты умеют работать с ожиданиями, учитывать их, отражать в своих моделях и на их основе предсказывать поведение людей. Используемые в экономике инструменты могут быть использованы в других социальных дисциплинах. Поэтому сегодня многие науки следуют тем путем, которые за последние 60-70 лет прошла экономическая теория.

Среди определений того, что такое экономика как наука, мне очень нравится определение Джоан Робинсон. Она говорила – это ящик с инструментами. Овладеть ими – это, в том числе, понять, какой инструмент можно и нужно применить в конкретной ситуации. И этот подход обладает огромным потенциалом и в других дисциплинах. Это сильное оружие, и если неэкономист освоит экономические инструменты, он получит серьезное преимущество.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: