фото: БелТА

Крупная торговля в Беларуси вытесняет малую

10 ноября 2021
Стефания Малюта, Thinktanks.by
Экономика
фото: БелТА

С каждым годом доля крупных организаций в розничных продажах растет, а средних и малых – падает.

Тhinktanks.by проанализировал данные официальной статистики за последние пять лет и обнаружил плавное, но верное вытеснение из торговли субъектов малого предпринимательства и возрастающую роль крупных сетей.

Так, с 2017 года по сентябрь 2021-го доля малых организаций в розничном товарообороте уменьшилась с 27% до 22%. Крупные торговые сети раньше контролировали 64,6% торговли, а теперь – 70%.

Структура розничного товарооборота по размерам организаций торговли

В Беларуси крупнейшей торговой организацией является “Евроторг”, которому принадлежат магазины «Евроопт», «Хит!» и «Грошык». На начало 2021 года количество продовольственных магазинов трех сетей составляло 927 единиц.

В нынешнем году шел процесс активной ликвидации торговых сетей. Так, в 2021 году исчезли магазины Bigzz, «Копилка», «Домашний», «Златка», «Радзивилловский», «Радуга» (Солигорск). За несколько предыдущих лет пропали такие бренды, как «Корзинка», «Родная сторона», «Бруснічка», «Тропинка», «БазаР», Preston и Zakrama.

Большинство торговых точек исчезнувших сетей поглотили существующие ретейл-гиганты.

Отметим, что в Беларуси действует ограничение в доле присутствия на рынке. Одна торговая сеть не может превышать пороговое значение в 20%. В 2019 году МАРТ пытался предложить законопроект, в котором допустимая доля рынка уменьшалась до 15%, но он не был принят.

Магазины становятся крупнее, киоски возвращаются

Статистика также показывает рост торговой площади, которая приходится в среднем на один магазин. Так, если в 2017 году она составляла 98 кв. м, то в 2020 – уже 105 кв. м.

Что касается такого типа торговых объектов, как палатки и киоски, то вплоть до 2014 он стремительно уходил с рынка. Но с 2015 года тренд изменился: число этих объектов выросло с 4, 5 тыс. до 7 тыс. единиц в 2020 году.

А вот тренд на уменьшение количества мест торговли индивидуальных предпринимателей остается актуальным, и даже ускоряется. В 2020 году количество таких мест уменьшилось на 3 тысячи единиц.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: