Наибольшая доля нуждающихся в медицинском обслуживании - на Гомельщине

30 ноября 2021
Виктор Беляев, Thinktanks.by
Общество

Наибольшая доля нуждающихся в медицинском обслуживании выявлена в Гомельской области, наименьшая – в Минской.

Наибольшая доля нуждающихся в медицинском обслуживании (в течение последних 12 месяцев от момента обследования) выявлена в Гомельской области – 89,5%, наименьшая – в Минской (36,1%). При этом в Минской области отмечается наиболее высокая доля лиц, пропустивших медицинскую консультацию по причине необходимости её оплаты (10,1%), для сравнения – таковых в Гродненской области лишь 1,1%. В Минской области также выше, чем других регионах доля лиц, пропустивших медицинские тесты (анализы), лечение или последующее наблюдение (11,2%), а также неиспользовавших рецепт или пропустивших дозу лекарства (21,5%) из-за необходимости их оплаты.

Такие данные были получены в ходе исследования, проведенного Минздравом Беларуси и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в соответствии с методологией STEPS - поэтапным подходом к эпидемиологическому надзору за неинфекционными заболеваниями.

Как правило, последняя медицинская консультация была проведена респондетом со своим «обычным» медицинским работником, к которому он обращается постоянно, однако этот показатель несколько различается по регионам страны. (Под «обычным» медицинским работником подразумевается специалист организации здравоохранения, к которому пациент обращается на постоянной основе, это может быть участковый терапевт, фельдшер или знакомый стоматолог и т.п.). Так, например, 83,9% пациента Витебской области обращались к своему «обычному» медработнику, но только половина таких пациентов была в г. Минске (52,6%). Иногда на приём к врачу можно попасть только по предварительной записи, и тогда ожидание консультации может длиться несколько дней и дольше. В некоторых случаях это ожидание может стать проблемой для пациента: 23,7% жителей Минской области указали на данный факт.

Большинство пациентов во время последней консультации обращались к врачу общей практики или участковому терапевту в государственном учреждении здравоохранения – от 45,9% в г. Минске до 75,0% в Гродненской области. К узким специалистам в госучреждении (кардиолог, гастроэнтеролог, эндокринолог, хирург, уролог, онколог и т.п.) обращались от 14,2% в Гродненской области до 40,3% в Минской.

К врачу-терапевту или узкому специалисту в частном учреждении здравоохранения обращалось больше всего минчан – 9,2%, меньше всего – 0,1% жителей Витебской области. Всего в частный медицинский центр обращалось больше всего минчан (13,2%) и жителей Минской области (16,0%), меньше всего Гроднеской (1,0%) и Витебской (0,7%) областей. Несмотря на высокую распространенность симптомов депрессии среди населения страны (см. ниже раздел «Депрессивная симптоматика») к психологу, психиатру или психотерапевту обращается крайне мало пациентов – от 1,1% в Гродненской области до отсутсвия таковых среди респондентов Гомельской, Могилёвской и Витебской областей.

Во многих медицинских учреждениях перед тем, как попасть непосредственно на приём к врачу необходимо провести какое-то время в очереди перед кабинетом. В большинстве случаев это длится до 15 минут – от 51,7% пациентов в Гродненской до 61,1% Гомельской. Однако, в Витебской области 57,9% пациентов ждали приема врача до получаса.

37,2% пациентов г. Минска отметили, что ожидание приёма у кабинета медициского работника стало для них проблемой.

47,1% пациентов Могилёвской области заявили, что результатом последнего визита к врачу было назначение лекарственного средства, в Витебской области таких пацинтов 74,7%.

Субъективная оценка качества медицинского обслуживания у пациента также складывается в процессе его непосредственного общения во время приёма или консультации. Для выяснения удовлетовренности пациентов качеством медицинского обслуживания в STEPS-исследовании были использованы 4 вопроса:

1) На Ваш взгляд, этот медицинский работник уделил Вам достаточно времени? На этот вопрос ответили «да, определенно» от 43,9% пациентов Могилёвской области до 80,7% Брестской.

2) Понятно ли этот медицинский работник предоставил и объяснил Вам всю информацию? На этот вопрос ответили «да, определенно» от 43,1% пациентов Могилёвской области до 76,2% Брестской.

3) Давал ли Вам этот медицинский работник возможность задавать ему вопросы или выражать озабоченность по поводу диагноза, назначения медицинской процедуры, рекомендуемого лечения, ухода и/или направления на исследование/консультацию/лечение? На этот вопрос ответили «да, определенно» от 36,5% пациентов Витебской области до 71,6% Брестской.

4) Позволил ли Вам этот медицинский работник, участвовать в принятии решений о рекомендуемом лечении в той мере, в какой Вы хотели? На этот вопрос ответили «да, определенно» от 20,4% пациентов Витебской области до 59,1% Брестской.

Можно сделать вывод, что население Брестской области более других жителей Беларуси удовлетворено качеством медицинского обслуживания, начиная, от доступности, получаемой от медработника информации до вовлеченности пациента в принятие решения о лечении.

В целом, качество последней консультации оценили на «отлично» от 9,1% пациентов Витебской до 25,3% Гродненской области. Оценку «очень хорошо» поставили от 17,0% пациентов Витебской области до 39,4% Могилёвской. Большинство пациентов оценивает качество медицинского обслуживания как «хорошее» – от 32,8% в Могилёвской области до 56,7% - в Витебской.

Подводя итог под разделом «Доступ к медицинскому обслуживанию и личный опыт пациента», можно отметить, что наибольшая доля пациентов, оценивших качество медицинского обслуживания на «отлично», «очень хорошо» и «хорошо», составила в Гродненской (90,9% пациентов) и Брестской (90,2%) областях. Более всего пациентов, оценивших качество медицинского обслуживания, как «удовлетворительно» или «плохо» зарегистрировано в Витебской (17,2%), Минской (16,4%) областях и г. Минске (16,1%).


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: