rw.by

Когда БЖД озолотится на китайском транзите?

01 декабря 2021
Thinktanks.by
Экономика
rw.by

После расплаты по кредитам, за счет которых велась модернизация инфраструктуры, контейнерные ж/д перевозки станут золотой жилой Беларуси. Помешать смогут не санкции, а Россия.

За первые девять месяцев 2021 года через Беларусь транзитом прошло около миллиона TEU (ДФЭ – аналог 20-футового контейнера). Для сравнения, в 2013 году показатель равнялся только 40 тыс. TEU. Такие данные приводит эксперт Украинского института будущего Игорь Тышкевич в своем youtube-блоге.

Рост происходит во многом за счет китайских товаров – их транзит бьет рекорды, и цены на перевозки растут. В 2013 году цена перевозки одного контейнера из центральных китайских провинций до условного Гамбурга колебалась в пределах 8-10 тысяч долларов за контейнер. Потом в результате увеличения перевозок и модернизации путей сообщения цена перевозки упала до примерно 3-4,5 тысяч за контейнер. Но последние полтора года цена поднялась, и сейчас маршрут стоит не менее 9 тыс. долларов за один контейнер.

Из этих 9 тысяч примерно 20% приходится на белорусский участок железной дороги. Здесь в цену входит не только услуги подвижного состава, но и перегрузки, и логистических услуг на границе.

«Есть несколько узких мест китайского транзита: они связаны со сменой колесных пар железнодорожных вагонов и, соответственно, переформатирования поездов», - объясняет Игорь Тышкевич.

Если за этот год грузопоток вырос на 40%, то, по прогнозам эксперта, в ближайшие годы он продолжит расти темпами не менее 30% в год.

Конек Беларуси – в обновленной инфраструктуре

Инвестиции Китая в Беларусь также связаны с логистикой: «это объявление о создании и начале строительства большого логистического центра в «Великом камне» и реконструкция логистических пунктов вдоль западных границ – возле Гродно и Бресте», - напомнил эксперт.

Из Китая через Беларусь сейчас проходит несколько направлений. Во-первых, прямое западное направление. Также из стран Балтии, которые заезжают через Беларусь и дальше идут в Россию. И украинское: большая часть украинских контейнерных поездов (которые на самом деле не так много) заходит в Гомель или Минск и дальше идет на Китай.

Почему именно через Беларусь? Причина – в модернизации инфраструктуры для грузоперевозок: электрификация, рельсы, информатизация. Беларусь вложила в нее огромные деньги: по данным БЖД, за последние 5 лет вложено около 3 млрд долларов. При этом около 1,8 млрд – это кредитные деньги.

Когда начнем зарабатывать сверхприбыль?

Именно из-за своей закредитованности БЖД, имея огромный грузопоток, фиксирует относительно небольшие прибыли: буквально в пределах 10-20 млн долларов. Тогда как общий доход с контейнерных перевозок – это несколько сотен млн долларов.

«Потенциально после расчета с кредитами эта деятельность становится золотой – и с точки зрения экономики, и с точки зрения политики. Это то, что дает деньги, условно говоря, из воздуха. И то, что увеличивает значимость Республики Беларусь в региональной и даже глобальной системе взаимоотношений, – считает Игорь Тышкевич. – Потому что тут фактически держат за горлышко бутылки сухопутную часть китайского экспорта».

Однако у БЖД свободной прибыли ближайшие 2-3 года будет немного. «Потому что, если ты хочешь удержать эти потоки и справиться с их ростом, тебе необходимо бежать, чтобы оставаться на месте. Поэтому все свободные деньги белорусская железная дорога будет направлять на модернизацию».

Что опаснее: санкции или Россия?

Пока транзит не сильно обогатил БЖД и пока в стране развивается политический кризис, Россия попробует подчинить себе грузопотоки через Беларусь, считает аналитик. Именно на это нацелен проект Объединенной транспортно-логистической компании «Евразийский железнодорожный альянс». Его деятельность на территории Беларуси будет тем более выгодна, что компания-экспедитор не несет издержек по поддержанию инфраструктуры в должном состоянии.

Игорь Тышкевич опровергает предположение, что санкции заработают, и тогда Китай перенаправит свои грузы через страны Балтии и Украины.

«Это невозможно», - уверен эксперт. В Латвии – проблема с пограничными пунктами пропуска, а в Украине – не модернизирована железнодорожная инфраструктура.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: