«Минский диалог»: Милитаризация региона достигает пугающих масштабов

08 декабря 2021
Сергей Погоржельский, Thinktanks.by
Политика

Темпы военных приготовлений в регионе Восточной Европы усиливаются и достигают опасных значений.

Об этом говорится в новом докладе «Безопасность Восточной Европы в 2021 году: балканизация региона», который был презентован 7 декабря Советом по международным отношениям «Минский диалог». Авторами доклада стали кординатор программы «Внешняя политика Беларуси» Совета по международным отношениям «Минский диалог» Денис Мельянцов и научный сотрудник Института истории им. Фридриха Майнеке Свободного университета Берлина, член Экспертного совета «Минского диалога» Сергей Богдан.

Как отметил в ходе презентации Денис Мельянцов, за последний год Беларусь практически полностью отказалась от своего так называемого ситуационного нейтралитета, который страна исповедовала последние 5-6 лет.

По словам политолога, происходит медленная, но уверенная милитаризация региона. Она сейчас уже достигает пугающих масштабов.

«Последние наши мониторинги показывают, что исходя из той шкалы квантификации, которую мы используем, мы уже не то, что находимся в предвоенной ситуации. Исходя из наложенных параметров мы уже находимся в ситуации военного конфликта. То есть за последний год ситуация настолько усугубилась по многим параметрам, что нельзя не назвать ситуацию в области безопасности тревожащей», - подчеркнул Денис Мельянцов.

В то же время, как заметил Сергей Богдан: «В других географических точках, в других исторических эпохах, определенные действия, которые мы сейчас наблюдаем, были бы расценены как фактически акты войны. С обеих сторон. И, слава Богу, в силу разных причин этого пока не происходит».

Конец нейтралитета

В докладе отмечается, что при всей ограниченности, нейтральный статус Беларуси статус укреплялся на протяжении последних лет и был неудобен – по противоположным причинам – и России, и многим региональным игрокам из противоположного лагеря. В регионе, где нарастали блоковая логика, милитаризация и конфронтация, Беларусь до последнего отказывалась следовать за этими тенденциями и самим этим фактом ставила под вопрос неизбежность и рациональность такой политики.

«Политический кризис и волны санкционного давления вынудили Минск в целях самосохранения вернуться в русло общерегиональных тенденций, став еще одним frontline state. Однако фактическая блокада Беларуси со стороны Запада по ряду направлений и усиление ее зависимости от Кремля лишь формально связаны с посадкой рейса авиакомпании Ryanair в мае или появлением беженцев на западной границе Беларуси. Стратегическое репозиционирование Беларуси произошло бы и без этих событий: оно проистекает в первую очередь из логики политических процессов в регионе, которые зародились куда ранее», - говорится в докладе.

Общие тренды

В нем констатируется, что объективно ведущее к отказу Беларуси от нейтрализма давление со всех сторон способствовало срастанию очагов региональной напряженности – началу слияния донбасского, крымского и белорусского кризисов и их взаимоусилению.

Как считают авторы доклада, развитие нынешнего кризиса не сводится лишь к стратегическим, военным аспектам, но они очень часто необоснованно игнорируются и подменяются обсуждением отдельных гуманитарных вопросов. В целом в регионе практически не говорилось о необходимости мира как базовой ценности. Продолжилось разрушение институциональных рамок для коммуникации между крупными мировыми игроками. На фоне выхода США и России из Договора об открытом небе (ДОН) в 2020-2021 годах, имело место очередное снижение и в уровне отношений Москвы и НАТО.

В этих условиях закономерной была и «разморозка» конфликта на востоке Украины, однако без существенных изменений в его течении и раскладах сил.

Эксперты «Минского диалога» обращают внимание, что кризис на границе Беларуси с Польшей и Литвой стал ярким примером секьюритизации проблем региона. Литовские политики расценили ситуацию как «гибридную агрессию, направленную даже не против Литвы, а против ЕС». Позже риторику о «гибридной войне» подхватили и другие европейские политики и начали наращивать военное присутствие на белорусской границе.

На фоне выстраивания границ странами ЕС, Беларусь проводила аналогичные действия на границе с Украиной.

Как сообщил председатель Госпогранкомитета Анатолий Лаппо, благодаря собственным усилиям и совместной с РФ программе обустройства границы с Украиной (с 2016 года) «украинскую границу по отдельным направлениям усилили даже сильнее, чем польскую».

Наращивание сил

В докладе говорится, что самые радикальные планы увеличения военного потенциала были представлены Польшей. 28 октября вице-премьер по вопросам безопасности Ярослав Качиньский представил новый законопроект, который предусматривает увеличение польской армии вдвое: со 120 тыс. до 250 тыс. солдат. Это обосновывалось российской угрозой.

Практически все страны региона продолжали серьезно увеличивать военные расходы. В начале октября стало известно о планах литовского правительства увеличить оборонные расходы в 2022 году на 128 млн евро – до 2,05% ВВП (по сравнению с 2,03% в 2021 году). Это соответствует соглашению между литовскими политическими партиями об увеличении военных расходов до 2,5% к 2030 году. В 2021 году военный бюджет составлял изначально 1,028 млрд евро, но затем был увеличен на 20,7 млн.

28 июня в Риге был открыт многонациональный штаб вооруженных сил Канады в Латвии, строительство которого стало крупнейшим проектом канадской армии за рубежом за последние десятилетия (12,2 млн евро).

В конце октября были обнародованы планы увеличения российских военных расходов до 2024 года. Таким образом, в 2022 году эти расходы должны достигнуть 42,4 млрд евро (14,8% бюджета), в 2023-м – 42,96 млрд. (14,5%), в 2024-м – 46,04 млрд. (15,2%). Для сравнения: в 2021 году военные расходы составляли 14,4% бюджета.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о формировании в Западном военном округе РФ около 20 новых воинских частей до конца года. В июне стали известны факты, свидетельствующие о росте численности российских войск в западных областях.

Военная интеграция

Заявления о том, что стремление Беларуси к нейтралитету не соответствует текущей ситуации и другие шаги, привели к беспрецедентной интеграции белорусской армии в архитектуру безопасности РФ.

Иллюстрацией являются закупки вооружений на протяжении 2020-2021 годов, расширение доступа российской армии и силовых ведомств на территорию Беларуси, вероятные планы развертывания войск на границе с Украиной.

Согласно плану на 2021 учебный год число совместных с российскими военными мероприятий в сравнении с предыдущим годом выросло со 120 до 160. Министерства обороны Беларуси и России подписали беспрецедентную пятилетнюю программу стратегического партнерства. В марте 2021 года было принято решение создать три учебно-боевых центра совместной подготовки: в Гродненской области – центр для ВВС и ПВО (позднее выяснилось, что речь идет о фактически двух центрах); в Нижегородской области РФ – учебно-боевой центр сухопутных войск, в Калининградской области РФ – связанный с Балтийским флотом центр для подготовки белорусских подразделений на базе морской пехоты России. В сентябре для формирования учебно-боевого центра ВВС и ПВО в Беларусь прибыли самолеты ВКС России. Они сразу же заступили на совместное боевое дежурство. Одновременно в районе Гродно на совместное боевое дежурство с белорусскими коллегами заступили и российские зенитчики.

В докладе отмечается, что если соседние страны НАТО уже давно проводили подавляющее большинство учений выше батальонного уровня с участием иностранных военных, то белорусская армия ранее реализовывала свои маневры в основном автономно. Летом-осенью 2021 года, на фоне обострения обстановки вокруг Беларуси, практически каждое второе относительно крупное учение белорусских ВС проходило с российским участием, что стало аномалией.

В нескольких шагах от войны?

Эксперты «Минского диалога» обращают внимание, что в 2021 году, на фоне милитаризации и распада системы мер транспарентности военной деятельности, уровень конфронтации в регионе Восточной Европы продолжил расти. Эту тенденцию отражает динамика показателей регулярного мониторинга региональной безопасности. Результаты мониторинга подтверждают тезис о том, что темпы военных приготовлений в регионе усиливаются и достигают опасных значений.

Беларусь, долго пытавшаяся держаться в стороне от этих тенденций, в 2021 году была вынуждена все больше отказываться от своей стратегической автономии по отношению к Москве. Вследствие этого белорусский кризис функционально соединил несколько очагов противостояния России и стран НАТО.

«На таком фоне кажется все более уместным провести аналогию с ситуацией на Балканах в начале ХХ века.

Страны региона уже довольно далеко продвинулись в геополитическом разрыве Восточной Европы, сужении базы для мирного сотрудничества и даже сосуществования, втягивании внешних игроков в региональные споры, что обосновывается ссылками на те или иные благородные цели. При этом общества и истеблишмент стран региона в подавляющем большинстве не склонны обсуждать опасность развивающейся ситуации и как будто не замечают эти тенденции», - говорится в докладе.

В нем отмечается, что логика «прифронтовых государств» основывается на преувеличении значимости угроз и секьюритизации проблем, в нормальной ситуации никак не связанных с международной безопасностью. Таким образом они пытаются заручиться помощью внешних по отношению к региону влиятельных союзников, которые, однако, необязательно заинтересованы в раскручивании этой спирали конфликта.

Особую долгосрочную опасность наблюдаемым тенденциям в региональной безопасности придают сдвиги в области политэкономии международных отношений в Восточной Европе. Речь идет о перенаправлении транзитных и других транспортно-логистических потоков, затрагивающих трубопроводную и портовую инфраструктуру. Жертвами этих изменений стали все без исключения страны региона. Но в случае Беларуси под угрозой находится само ее выживание как суверенного государства.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: