фото: Sputnik

Освобождение учителей от непрофильных обязанностей: Изменит ли это систему?

09 декабря 2021
Стефания Малюта, Thinktanks.by
Общество
фото: Sputnik

Власти выпустили распоряжение, запрещающее заваливать учителей поручениями, не связанными с их служебными обязанностями. Эксперты надеются, что это приведет к реальным практическим изменениям.

24 ноября 2021 года вышло распоряжение премьер-министра «Об упорядочении сбора информации и деятельности педагогических работников».

Документ требует «исключить необоснованное направление в учреждения образования… запросов (поручений), не связанные с выполнением педагогическими работниками их служебных обязанностей».

Так, например, в распоряжении говорится, что учитель не должен предоставлять информацию о задолженности по оплате коммуналки в семьях его учеников, состоянии в их домах печей и котлов газового отопления, о количестве автономных пожарных извещателей в жилье учащихся, о выполнении и невыполнении их родителями рекомендаций медиков.

Также, согласно новому документу, теперь учителя не должны выполнять распоряжения, не предусмотренные трудовым контрактом.

Учителям теперь не нужно предоставлять фотографии и видео со школьных концертов и мероприятий, чтобы отчитаться об их проведении. Так же, как и делать другую работу, которая отвлекает учителей от выполнения их непосредственных обязанностей.

Признание проблемы

Евгений Ливянт, преподаватель математики и физики, соучредитель образовательного центра «100 баллов» считает данное нововведение важным шагом на пути совершенствования школьного образования. Во время «Диалога о будущем», посвященного образованию, он выразил надежду, что этот документ сможет изменить ситуацию на практике.

«Первая реакция очень скептическая: распоряжение написали, но вряд ли оно будет исполнено. Но потом я подумал: что главное в кризисе? Главное признать его существование. Это распоряжение частично признает существование проблемы», - сказал Евгений Ливянт.

Он вспомнил, что точно с таким же скепсисом когда-то педагогическое сообщество восприняло введение централизованного тестирования. Тогда существовала проблема тотальной коррупции при приеме абитуриентов в вузы. И никто не верил, что введение ЦТ эту проблему решит. Однако решило.

Что еще улучшит белорусскую школу?

Эксперт предупредил, что в целом школьное образование требует глубокого реформирования. Но простого и быстрого решения здесь нет. Это должен быть комплекс мер, которые нужно достаточно долго вырабатывать в диалоге с экспертами.

Тем не менее некоторые улучшения можно сделать прямо сейчас и довольно быстро. В качестве одной из таких простых и крайне необходимых мер Евгений Ливянт предлагает уменьшить бюрократическую нагрузку на учителей – ведь сейчас она «фантастическая».

Эксперт предлагает воспользоваться примером министерства по налогам, которое радикально уменьшило бюрократическую волокиту для индивидуальных предпринимателей: все, что теперь от них требуется – это один раз в месяц нажимать на кнопку, чтобы заплатить налог. Такие же радикальные упрощения нужно принимать в системе образования.

Также Евгений Ливянт предлагает увеличить учителям отпуск: на весенних, осенних и зимних каникулах сделать по два дня отпуска. «Чтобы учитель мог отдохнуть и хоть как-то перезагрузиться».

На просьбу визуализировать идеальную картинку будущего в сфере образования Евгений Ливянт сказал, что мечтает, чтобы в педагогические вузы был самый высокий конкурс в стране. «Где проходные баллы были бы выше, чем на ФКСиС БГУиРа, чем на ФПМ в БГУ. Сначала самые лучшие поступают в педвузы и медвузы, а потом уже те, кто остались, идут в IT».


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: