Онлайн-курсы помогают университетам конкурировать за студентов

12 декабря 2021
Thinktanks.by
В мире

Присутствие вуза на платформах массовых открытых онлайн-курсов (МООК) помогает решать проблему сокращения набора студентов в пандемию. Белорусские вузы в этом направлении не исследовались.

Один из рисков университетов в пандемию — сокращение набора студентов, в том числе иностранных. Помогает ли решать проблему присутствие вуза на платформах массовых открытых онлайн-курсов (МООК)? Для России — да, установили сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Ульяна Захарова, Светлана Жучкова и Екатерина Минаева.

Опросы, которые университеты проводят среди аудитории своих онлайн-курсов, показывают, что свыше 50% слушателей впервые узнают о вузе — разработчике курса именно через МООК. Однако эффект МООК для повышения видимости университета и привлечения зарубежных студентов изучен мало.

Исследователи НИУ ВШЭ использовали данные за 2015–2021 годы двух крупнейших международных платформ с онлайн-курсами (Coursera, EdX) и проанализировали представленность на них 896 университетов — участников мирового рейтинга Times Higher Education (THE).

Многочисленные индикаторы рейтинга сгруппировали в три: академическая репутация, доход от индустрии, международная привлекательность. С учётом их, а также страны, где находится вуз, искали связь между количеством его МООК на глобальных площадках и долей иностранных студентов на кампусных программах в следующем году.  

На общей выборке связь не подтвердилась. Однако ситуация изменилась, когда посмотрели отдельно по государствам. Эффект МООК оказался значим для четырех стран: Великобритании, Германии, Нидерландов и России.

Выделяя страну в качестве одной из переменных, учёные предположили, что может сказываться национальная политика в области привлечения студентов из-за рубежа. Например, информация по России анализировались с 2016 года, а в 2017-м в РФ стартовал проект «Экспорт образования», среди инициатив которого было как раз расширение линейки МООК.

«Тема для нас относительно новая, поэтому пока больше вопросов, чем ответов, —  говорят авторы работы. — Мы предполагаем, что нужно изучать стратегии университетов по переводу МООК-слушателей в абитуриентов, мотивацию тех, кто приходит в вуз через его онлайн-курсы, целевые аудитории для привлечения через МООК, эффекты МООК для разных групп иностранных студентов в России — из СНГ и Дальнего Зарубежья».

Привлечение студентов — составляющая стратегий вузов в цифровой реальности. Высшая школа становится частью цифровой экономики, а значит, нуждается в новых моделях, принципах и прогнозировании своего развития.

«Самый главный принцип — скорость. Чем быстрее университеты приспособятся к изменениям и войдут в онлайн-образование, тем эффективнее будут», — считает доцент кафедры экономики и менеджмента Елабужского института Казанского федерального университета Владимир Васильев, пишет IQ.

В коллективном исследовании, представленном им на eSTARS 2021, принципов — 10. Вузам, кроме скорости, предлагается делать ставку на универсальность, масштабируемость, самостоятельность, устойчивость, глобальность, вариативность, мультикультурность, стандартизируемость, сетивизацию.

Для Беларуси, где конкурентоспособность вузов хотят увеличивать ограничениями выезда студентов из страны, эти принципы звучат как минимум страннно. 


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: