Троллейбусы - фишка бывшего СССР

30 декабря 2021
Виктор Беляев, Thinktanks.by
Общество

Мечты о наращивании "Белкоммунмашем" экспорта троллейбусов весьма ограничены наличием троллейбусных систем в мире.

Оказывается, троллейбусы - транспортные средства, довольно редко используемые в мире. Они до сих пор активно используются либо в странах бывшего СССР, либо в бывших социалистических странах. Развитые капиталистические стрнаны, а тем более, развивающиеся страны Африки, их не очень-то спешили брать на вооружение. И вряд ли уже будут спешить. Об этом свидетельствет карта проекта Theworldmaps.

Первый троллейбус был создан в Германии инженером Вернером фон Сименсом, вероятно, под влиянием идеи его брата, проживавшего в Англии доктора Вильгельма Сименса, высказанной 18 мая 1881 года на двадцать втором заседании Королевского научного общества/

В том же году в США бельгиец Шарль Ван Депуле запатентовал «троллейбусный ролик» — токоприёмник в виде штанги с роликом на конце.

В России инженер В. И. Шуберский предложил проект троллейбусной линии Новороссийск — Сухум ещё в 1904—1905 годах. Несмотря на глубокую проработку проекта, он так и не был осуществлён. В СССР первая троллейбусная линия была построена в 1933 году в Москве.

Пик развития троллейбусных перевозок в мире пришёлся на период между мировыми войнами и раннее послевоенное время. Троллейбус воспринимался как альтернатива трамваю. Нехватка автомобильного транспорта (в том числе обычных автобусов), равно как и автомобильного топлива, в военное и раннее послевоенное время дополнительно способствовала повышенному интересу к троллейбусу. Эти проблемы утратили свою остроту в 60-е годы, в результате чего эксплуатация троллейбуса начала становиться невыгодной, а троллейбусные сети — закрываться. Как правило, троллейбус сохранился там, где не имелось возможности заменить его автобусами — в основном из-за сложного рельефа, либо там, где стоимость электроэнергии была низка. К началу XXI века в Австралии, Бельгии и Финляндии полностью отказались от троллейбусов, а в Австрии, Германии, Испании, Италии, Канаде, Нидерландах, США, Франции, Японии сохранились лишь единичные троллейбусные системы.

Минский троллейбус был запущен в эксплуатацию 19 сентября 1952 года. В настоящее время в Минске эксплуатируется крупнейшая троллейбусная сеть в мире по количеству маршрутов и вторая по числу машин подвижного состава после пекинского троллейбуса. По длине сети вторая в мире после Санкт-петербургского троллейбуса (558 км - длина сети троллейбуса в Санкт-Петербурге). По состоянию на октябрь 2021 года действует 60 маршрутов, четыре троллейбусных парка, 802 троллейбуса.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: