Как Беларусь вкладывается в зеленое финансирование?

11 января 2022
Виктор Беляев, Thinktanks.by
Экономика

Аналитиками рейтингового агентства BIK Ratings был проведен анализ мировых тенденций социально ответственного финансирования, учёта и раскрытия ESG-факторов, а также опыта компаний Беларуси.

Исследование BIK Ratings включает обзор рынков зелёного и социально ответственного финансирования в мире, в рамках которого рассмотрены основные термины и понятия, а также тенденции и структура мирового рынка GSS-облигаций.

Сразу поясним, что зелёная экономика – это модель организации экономики, которая направлена на улучшение благосостояния людей и создание социальной справедливости одновременно со снижением экологических рисков и дефицитов. ESG-инвестирование – подход к инвестированию, который предполагает рассмотрение широкого набора экологических, социальных и управленческих факторов и их влияния (как положительного, так и отрицательного) на результаты деятельности. Интеграция факторов ESG используется для улучшения традиционного финансового анализа путем выявления потенциальных рисков и возможностей за пределами технических оценок. Несмотря на присутствие социальной составляющей, основной целью оценки ESG остаются финансовые показатели.

Инструментарий

За непродолжительный период на рынке зелёного финансирования появилось множество учреждений, инструментов и инфраструктурных организаций. 

В 2020 году объем выпуска GSS-инструментов составил 700 млрд долларов, что почти вдвое больше, чем в предыдущем году (358 млрд долларов). Объем зелёного долга в 2020 зафиксировал небольшой рост по сравнению с 2019 годом. Вместе с этим количество эмитентов увеличилось при снижении количества выпущенных инструментов. Рынок социальных облигаций в 2020 году продемонстрировал более чем 10-кратный рост (1 017%) по сравнению с 2019 годом, что является самым резким годовым ростом в любом направлении долгового рынка GSS. Объем устойчивых долговых обязательств увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2019 годом. На рынок вышло больше эмитентов, а размер отдельных инструментов был в среднем в три раза больше, чем в предыдущем году.

Эмиссии

В 2020 году все регионы увеличили объемы долговых обязательств по направлениям GSS, при этом Европа является лидером среди регионов. 

В части эмиссии зелёных облигаций наиболее стремительный прирост за 2020 год продемонстрировали государственные организации (на 78%). Среди эмитентов частного сектора нефинансовые корпорации остаются крупнейшим источником зелёных облигаций, несмотря на скромный прирост за 2020 год на 6%. o Самый значительный рост объёма эмиссии социальных облигаций в 2020 году продемонстрировали нефинансовые корпорации: с 2,4 млрд долларов в 2019 году до 50,5 млрд долларов в 2020 году, т.е. в 21 раз. o Большая часть облигаций устойчивого развития была выпущена многосторонними банками развития. Так, банки развития эмитировали за 2020 год 68% объёма устойчивых облигаций.

Показатели зеленого финансирования

В целом развитие рынка зелёных финансов затронуло также банковский сектор. Например, Центробанк Бангладеш установил минимальный целевой показатель зелёного финансирования для банков и финансовых учреждений на уровне 5%. Центробанк Венгрии опубликовал инструментарий зелёной денежнокредитной политики, в котором излагается стратегия включения климатических целей в его денежно-кредитную политику. Центробанк Финляндии в сентябре 2021 года поставил цель для собственной инвестиционной деятельности обеспечить углеродную нейтральность не позднее 2050 года. o Закрепление зелёного финансирования происходит не только на государственном уровне, но и на институциональном. Так, многие биржи опубликовали руководства по раскрытию нефинансовой информации, а некоторые также закрепили обязательства по её раскрытию для листинга. Фондовые биржи активно запускают секции и индексы, посвященные устойчивому развитию. Например, в феврале 2021 года Мальтийская фондовая биржа представила секцию «Зелёный рынок». Эмитенты, которые хотят в неё попасть, должны соответствовать критериям Зелёного списка MSE, а листинг на ней даёт право на льготные листинговые сборы.

Позиция Беларуси

Как говорится в исследовании, Беларусь в последние годы проявляет прогресс в достижении ЦУР, однако остается ряд проблем, которые не позволяют достигнуть наивысшего результата. Это обусловлено большим экологическим следом, практически отсутствием рынка устойчивого финансирования и более активной климатической политикой других стран. В 2021 году в Индексе достижения глобальных ЦУР(SDG Index) Беларусь заняла 24 позицию из 165, не изменив количество баллов с 2020 года и в целом получив оценку выше средней по региону Восточной Европы и Центральной Азии (71,4). В 2021 году Беларусь заняла 36 позицию из 61 по Индексу эффективности деятельности в области изменения климата (Climate Change Performance Index – CCPI). В 2020 году страна находилась на 40 месте.

В исследовании обращается внимание, что в настоящее время в Беларуси насчитывается большое количество крупных и средних компаний, которые знают и оценивают свои экологические, социальные и корпоративные риски бизнеса. Многие белорусские компании активно развивают КСО, инвестируют в экологические и социальные инициативы.

«При этом отсутствуют белорусские компании с присвоенными им ESG рейтингами. Что связано в первую очередь с отсутствием представителей международных рейтинговых агентств в Беларуси и с дороговизной их услуг. Продвижение устойчивого инвестирования в стране, стимулирование бизнеса и частного капитала к участию в реализации проектов устойчивого развития внесет неоценимый вклад в достижение национальных и глобальных целей», - говорится в исследовании.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: